В Русской Православной Церкви отсутствует процедура, аналогичная расторжению брака в ЗАГСе. Считается, что таинство венчания необратимо. Между тем очевидно, что, в случае совсем уже отчаянной ситуации — если имеет место быть семейное насилие, агрессия мужа, измена или психическое расстройство у одного из супругов, то в исключительных случаях Церковь дает возможность прервать такой брак. И может даже дать разрешение на повторное венчание. Но до последнего Церковь всегда будет пытаться спасти союз мужчины и женщины.
— Брак — это есть брак, и он один, и не важно, венчанный он или зарегистрированный в ЗАГСе. А что же такое развод? Это — похороны брака, свидетельство о его смерти, а точнее, о его убийстве, — говорит священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). — Убить брак могли оба супруга, а мог и один из них. Если брак убит, то Церковь, в лице Епископа удостоверяет это разводом и дает возможность невиновной стороне вступить во второй брак.
Ко мне, например, обратилась женщина с таким вопросом: «Муж постоянно изменяет мне и не раскаивается. Как быть? Разводиться? Ведь если продолжать жить с ним, то будешь разделять смертный грех прелюбодеяния». Я предложил ей спросить себя (и мужа, может быть): жив ваш брак или нет? Если жив, просите у Господа помощи и поддержки для спасения брака свой любовью, участием, молитвой, трудом...
Как подчеркнул священнослужитель, как и во всяком серьезном деле, главное здесь — духовная сторона: церковное покаяние, восстановление православного образа жизни и мысли, обещание Господу сохранять и приумножать Его благодатные дары, полученные в браке.
— Но вместе с тем не забывайте и о материальной стороне, о поддержке супружеской любви во всём многообразии повседневной жизни — в домашнем хозяйстве, распорядке дня, общих заботах, поведении, внешнем виде, и особенно в интимной сфере.
— А если брак умер?
— Когда ко мне обращаются: «Жена изменяет», «Муж изменяет», «Он (она) считает наш брак ошибкой, хотя мы венчаны», - я всегда спрашиваю, а есть ли еще шанс на выживание? Ведь мы держим ответ перед Спасителем за каждое свое движение, тем более за такое жизненно важное дело, как брак... Поэтому у вас должна быть абсолютно чистая совесть. Стоя перед Ним, вы должны сказать: «Господи, Ты все видишь и знаешь! Ты видишь, что я сделал всё возможное, чтобы сохранить брак, но... Дальнейшее уже не в моих силах!»
Ну, а если все меры невозможны или не приносят результата, если брак уже убит, тогда ничего не поделаешь. Тогда и только тогда следует получить развод. Врач, вызванный к постели больного, делает все возможное, чтобы спасти его жизнь, но наступает момент, когда дальнейшие усилия бесплодны.
По поводу того, стоит ли продолжать жить с супругом, если «брак убит», Отец Макарий высказался очень резко: «Если мертвеца не похоронить, означает ли это, что он жив? Да, мертвый брак сплошь и рядом оставался непогребенным, и бывшие супруги нравственно сгнивали, привязанные к «трупу».
— Есть ли такое понятие, как развенчание?
— Такого понятия, как «развенчивание», в Церкви в самом деле нет и быть не может: Церковь не разрушает брака, разрушают его супруги (или один из них), и гражданский развод свидетельствует об этом прискорбном факте. Но возможно подать заявление епископу с просьбой о разрешении на повторный брак. Однако в разных епархиях это происходит несколько по-разному: такая просьба может подаваться либо перед заключением гражданского брака, либо уже после него, перед браком церковным. Порядок этот определяется правящим архиереем.
В завершении священнослужитель все же вернулся к тому, что «христианский стандарт брака — один муж, одна жена на всю жизнь — сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного Содома. Отклонения от него — повторный брак и развод — представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами — греха». «Брачный стандарт, утвержденный некогда Адамом и Евой, утраченный их потомками и восстановленный Спасителем, служил и будет служить человеку опорой нравственности», — так говорит иеромонах Макарий.
Но неужели же повторный брак не может быть «подлинным» и «перейти в вечность»? Вовсе не так. Если брак «был убит» и закончился разводом, то лица, вступившие в повторный брак, имеют возможность (но отнюдь не гарантию) построить его на христианской основе и сохранить как подлинный, объясняет священнослужитель. Из всей полноты церковного опыта святости, по его словам, следует достаточно надежный вывод, что «вечности принадлежит последний брак».