Последнее время автолюбители все чаще сталкиваются на АЗС с некачественным бензином. Разбавление топлива вредными компонентами усилилось в условиях дефицита бензина и роста цен на него. Между тем, использование такого некачественного нефтепродукта грозит поломкой автомобилю и последствиями для находящихся в нем людей.
В пермском Политехе для начала напомнили, что в принципе понятие «разбавленный бензин» еще не говорит о фальсификации, – важно различать, чем он разбавлен.
Рассмотрим сначала вариант, когда разбавление повышает качество углеводородов. Поскольку «прямогонное топливо» (без добавок) имеет низкое октановое число (характеристику, показывающую стойкость бензина к детонации в двигателе внутреннего сгорания), оно может вызывать преждевременное самовоспламенение топливовоздушной смеси. Это приводит к повышенному износу двигателя, снижению мощности, увеличению расхода топлива, а также может повредить поршни и другие детали. Поэтому специалисты повышают октановое число.
Согласно европейского экологического стандарта, для получения высококачественного топлива в него добавляют специальные добавки. Одно время это был высокоэффективный, но крайне токсичный тетраэтилсвинец, после его заменили на более безопасные алкилы, сложные эфиры и спирты. Это они позволяют получать на выходе всем известный бензин с октановыми числами 92, 95 и 98.
Однако на автозаправках, теоретически, могут продавать и некачественный бензин, разбавленный более дешевыми фракциями.
Каким способом выявить фальсификат
Ни по цвету, ни по запаху, ни по консистенции простому водителю определить бензин, не соответствующий ГОСТу, практически невозможно. Поэтому старший преподаватель кафедры «Химические технологии» ПНИПУ Андрей Кудинов советует провести самый доступный, «бумажный» тест.
Для этого надо капнуть несколько капель бензина на белый лист бумаги. Если через 5-10 минут на нем останется масляный ореол, это будет означать присутствие в бензине тяжелых фракций, таких, как дизельное топливо или керосин.
Второй способ потребует свободного от жилых построек пространства и огнеупорной металлической емкости с длинной ручкой, потому что он связан с особенностями горения бензина.
Топливо без тяжелых примесей будет гореть бело-голубым пламенем. Желтовато-оранжевый оттенок укажет на присутствие спиртов или воды. Ну а сажа в пламени укажет на керосин или дизтопливо.
Полноценный же анализ бензина на уточнение всех некачественных добавок могут провести только химики в специальной лаборатории, подвергнув топливо хроматографическому анализу, который «разложит» его на 20 и более показателей.