Брянские депутаты считают, что правила, действующие в отношении семейного обучения, вызывают коллизию с действующим законодательством. Дети, которые ходят в школу, «обязаны проходить промежуточную аттестацию каждый год (пишут годовые контрольные, сдают нормативы и т. п.)». В то время как «семейники» не отягощены никакими «диагностками» (МЦКО, ВПР), итоговыми или «входными» контрольными. А могут только приходить на экзамены ОГЭ-ЕГЭ и допуски к ним.
«В случае длительного (более года) непрохождения такими детьми промежуточной аттестации законным интересам детей будет нанесен значительный вред, масштаб которого сложно переоценить», — считают в облдуме.
Еще активнее тема обсуждается в Татарстане, известном своими образовательными результатами. Если, исходя из статистики по РФ, опубликованной известным московским педвузом, в целом по стране «семейниками» в 2023-2024 году значатся 64 тысяч школьников (0,41% от общего числа детей школьного возраста), в Татарстане на семейном обучении находится около 3 тысяч человек из 500 тысяч учеников в РТ, то есть 1,67% школьников.
Намедни прокурор республики Ильдус Нафиков высказался о том, что такое образование «надо взять под жесткий контроль». Потом детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец отметила, что «бывают случаи, когда неблагополучные семьи не водят детей в школу под предлогом семейного образования». (И правда бывают.) Под этими строчками в аккаунте Волынец поднялась волна хейта, отметилось более 1000 разгневанных комментаторов.
Так что же, граждане против того, чтобы причесать образование на дому? Почему некоторые, а чаще многодетные семьи выбирают такой способ получения образования для детей, а некоторые оформляют семейные детсады, где сами выступают воспитателями, «МК» поговорил с экспертами.
- Во-первых, многие путают домашнее образование и семейное, — говорит преподаватель, методист Анастасия Гордеева. — Домашнее — это обучение на дому, обычно оно связано с ограничениями здоровья или особенностями развития ребенка. Учителя ходят к ученику на дом или ведут занятия онлайн, что-то делают заочно. Все аттестации ребенок выполняет, ответственность за образование лежит на учителях. Обычно на домашнем обучении ребенок находится какое-то время: несколько месяцев, полгода, год. А потом возвращается в очный формат обучения, в класс.
Семейное обучение — совсем другая история. Ребенок учится дома, и прохождение им школьной программы в компетенции родителей. К школе он только прикреплен («прикомплектован») для получения льготного поезда и др. и для сдачи экзаменов, конечно. Все прочее: самостоятельные, контрольные, классные часы или дни подъема флага в школе, к примеру, внеурочка с музеями или сборами макулатуры - проходит мимо. ВПР (Всероссийские проверочные работы), итоговые четвертные контрольные такие школьники сдают «по желанию». Обычно у семей этого желания не возникает.
Если разбираться, хороши «семейники» или плохи, обратимся к 2013 году. Тогда был принят новый закон «Об образовании», из которого убрали экстернат и возможность учиться экстерном, зато появилось семейное обучение. Его вообще сначала хотели обособить от школы. Но тут уже родители массово воспротивились, настояли на том, чтобы их к школам прикрепили.
Соответственно, сейчас, мне кажется, логично сделать обязательной для всех промежуточную аттестацию по 4 видам контрольных и проверочных работ. Одаренные дети, которым семейный формат помогает сосредоточиться на избранных направлениях или дисциплинах для обучения, их пройдут. А явно не успевающих тоже будет видно таким образом. Им лучше вернуться в школу, а не сидеть дома.
Часто оставляют за бортом ОБЖ, физкультура, «труды», классные часы и иже с ними. Иногда в пользу чего-то другого - латыни или астрономии. Это еще можно понять, индивидуальная программа. А иногда и просто так, чтобы не нагружаться. Есть родители, которые не хотят нагружаться покупкой одежды, формы, «отвести, встретить и проводить» детей. Как и ответственные родители, которые пекутся и вкладывают знания, возят на чемпионаты и поэтому на «семейном».
- Многие думают, что родители на семейном обучении оформлены как учителя и получают выгоду, — говорит юрист Станислав Попов. – Нет, это неверно. Родители только могут быть воспитателями в семейном детском саду (СДС) при соответствии квартиры ряду условий, при условии прохождения госаттестации. Воспитателями на зарплате - да, могут быть, учителями — нет.
Нельзя оформить трудовой договор на человека без педагогического образования. Аттестация для учителей очень сложная, ее обычный человек с ВО не пройдет. Но даже если сумеет, то оформление родителя как учителя влечет конфликт интересов, который противоречит принципу объективности оценивания. То есть ребенок на семейном обучении учится сам под контролем школы, к которой прикреплен, обычно это по месту жительства. Родитель несет ответственность за получение им образования.
Но получается странная вещь. ГИА после 9 класса - это общий госэкзамен (ОГЭ). Но поступление или запись в 10 классы учитывает и средний балл по аттестату. Который у детей на семейном обучении неравноценен баллу, выставляемому обычным школьникам. Не соответствует эта форма обучения и некоторым изменением в закон «Об образовании», принятым недавно. Например, о возвращении воспитательной функции в школу.
Скорее всего, точку поставит новый федеральный стандарт в образовании (ФГОС), который для 10-11 классов начнет действовать со следующего года, для остальных — с 1 сентября 2027-го. Он или видоизменит семейное обучение, или отменит с предоставлением альтернативы.
Кроме формальностей, а большее внимание к госрегулированию в области образования налицо, и даже помимо «недостаточности контроля за качеством образования» есть еще возражения. Соцслужбы указывают риск изоляции у семейников. На профилактику девиантного поведения у подростков, и, если «что-то не так» с ними, это будет заметнее в школе.
В некоторых случаях «на местах» опасаются асоциального поведения родителей. Обсуждаются дополнительные сценарии по регулированию семейного образования, такие как введение обязательных собеседований, психологических тестов, посещения детей на дому дополнительно органами опеки и т.п.
В целом видна тенденция, которая связана, в том числе, с демографией. В детские сады и начальную школу приходит меньше детей, необходимость в дополнительных, «страховочных», формах обучения отпадает.