Начнем с самого простого примера. Вот приходят в дом гости, и все им не нравится — и стол хозяйка не так накрыла, и блюда не те приготовила, да и обои хорошо бы переклеить, а мебель поменять. На каком этапе критики хозяин «сломается»? Это только кажется, что прямо сразу после начала захвата нашей территории мы станем ее защищать, но в действительности у большинства сработают привитые с детства правила поведения, да и друзей из-за скандала терять не хочется. И неважно, что это они ведут себя неправильно. Понятие «неудобно» не дает сказать «нет» в самом начале пути. А когда мы наконец начнем принимать меры, может быть уже слишком поздно…
Сравнение с гостями в доме было метафорой толерантности к чужой культуре как в собственной стране, так и за ее пределами. В Англии издавалась очень интересная и на первый взгляд «легкая» серия книг «Эти странные иностранцы». Основной принцип — писать о стране должны иностранцы. Книги продавались с огромным успехом по всему миру, но наблюдалась одна закономерность: представители той нации, на обычаи и культуру которой «смотрели» глаза чужеземца, частенько были обижены на авторов. И это совершенно понятно: мы все разные, а в каждой домушке — свои погремушки и правила. Нарушать их нельзя, даже если они кажутся нам совершенно непонятными и даже глупыми.
Да, мир меняется, и часто с ужасающей скоростью, культуры разных народов ассимилируются в процессе сближения разных социальных и ценностных приоритетов, и это очень интересно для разумного человека, а для неразумного создает конфликт.
Нам всегда проще общаться со своим кругом, с теми, кто разделяет нашу точку зрения и имеет одинаковые убеждения и правила поведения. Но не менее интересно познавать Другую (именно с большой буквы Д) культуру. А если кому-то неинтересно, то не стоит и заходить на чужую территорию. А хозяевам просто жизненно необходимо сразу очертить свои границы.
Это имеет значение не только для отдельных граждан страны, но и для самой страны в целом. Уже какой год я с непомерным удивлением наблюдаю, как в США и Великобритании отменяют Рождество, причем делает это не злобный Гринч и не простые люди, а власти. Раньше мне казалось, что герой Доктора Сьюза, перекочевавший из детской книжки «Как Гринч украл Рождество» 1957 года на экраны кинотеатров, — просто вымышленный гуманоид, поросший зеленой шерстью, однако как же я ошибалась!
В прошлом, 2024 году традиционная рождественская ярмарка в Лондоне превратилась в просто зимнюю. Слова «Рождество» и «христианство» оказались в негласном черном списке, о чем с большим удивлением сообщил британский телеканал. Причиной запрета стала рекомендация администрации ярмарки не использовать в оформлении рождественские мотивы, поскольку «не все горожане отмечают Рождество». И что — спрошу я. Не все и Пейсах, и Рамадан отмечают! А в 2025 году в пятницу перед первым воскресеньем адвента из американского Портленда (он же Орегон) пришла новость о том, что власти города лишили рождественскую елку ее названия — и она тоже стала просто елкой. Мне это напоминает историю «елки» в СССР, когда была отброшена сама идея христианского праздника, а ей на смену пришла коммунистическая идеология. В Орегоне во время церемонии зажжения 41-й городской рождественской елки и представители властей города, и другие выступающие не употребляли слово «рождественская». При этом известнейшая американская газета написала, что это слово рекомендовалось не употреблять на всех этапах подготовки праздника — а не только на открытии. Приведу цитату: «Праздничное мероприятие началось с выступления женщины из Конфедеративных племен Уорм-Спрингс, которая поблагодарила всех собравшихся за то, что они пришли отметить День наследия коренных американцев. Она представила двух молодых членов племени, которые назвали праздник «зажжением елки», а затем передала микрофон другому оратору. Женщина, облаченная в палестинский флаг, на сцене стала вместе с толпой скандировать: «Свободу Палестине!» Лишь через час политических выступлений на площадь приехал Санта-Клаус и наконец-то зажег елку, о которой уже все почти забыли.
Ни разу не возражаю ни против прав индейцев, ни против свободы Палестины. Зато я категорически возражаю против бездействия по защите своих культурных ценностей. И нет, это не должно быть агрессивной защитой или интолерантностью, однако излишняя мягкотелость и терпимость могут и приводят к появлению культурных конфликтов.
Психологи пишут, что современный человек в большинстве случаев изначально не готов к конструктивному диалогу с представителем другой культуры, однако без этого не обойтись в условиях глобализации, когда люди из разных уголков мира постоянно перемещаются по всему земному шару, а следовательно, для мигрантов и «принимающей» стороны необходимо научиться уважать культурные различия друг друга. Именно — обеих сторон и взаимно.
Когда мы приезжаем в другие страны даже на короткий промежуток времени, хорошо бы заранее прочитать, что можно и что нельзя делать в этом уголке мира, и не пытаться, например, купить спиртное в Объединенных Арабских Эмиратах и, обнаружив, что по законам ислама, алкоголь в этом государстве не продается, не выражать буйно возмущение на ночной улице.
Если вдруг в Турции, особенно в провинциях, вам предложат чай, а вы от него откажетесь, это вызовет не столько недоумение, но и глубочайшую обиду. Селфи на фоне моря и пальм в этой стране не вызовет раздражения, но вот местных красавиц-турчанок лучше не фотографировать, как и здания, на которых есть государственный флаг, — это запрещено.
А если в Норвегии вас пригласили на тот же чай, не стоит думать, что накормят еще и обедом, — вам предложат именно чай и печенье. Поэтому обижаться, что ушел из гостей голодным, стоит только на себя.
Такие простые примеры иллюстрируют необходимость не считать себя пупом земли ни в родной стране, ни за ее пределами. Если за границей уж точно не стоит никого учить, как им жить, то дома для начала надо постараться объяснить гостям свои правила, но при этом помнить, что иностранцы, в том числе и мигранты, имеют полное право на сохранение собственной культурной идентичности.
Толерантность к чужой культуре в собственной стране — дело хорошее и необходимое, однако в некоторых случаях она может привести к негативным последствиям для титульной нации и ее традиций.
Не секрет, что проблема приезда рабочих из исламских стран остро стоит как для Европы и Америки, так и для нашей страны. В последние годы мировые СМИ все чаще пишут о том, как чрезмерная толерантность угрожает культурным традициям коренных народов. Яркий пример — Франция и недавние погромы в Париже и других городах, устроенные потомками бывших мигрантов из стран Северной Африки.
Совершенно очевидно, что растущее число мигрантов с манерами поведения, различными от наших, создает напряженность и в личном пространстве, и в обществе. При этом титульная нация часто просто не любит мигрантов за то, что они другие. И еще чаще мало что знает об их культуре. Например, многие христиане считают ислам агрессивным, тем не менее и в исламе, и в христианстве Бог одинаково призывает к терпению, смирению и прощению, а в Коране упоминается Иисус (пророк Иса). Агрессивных и неагрессивных религий нет. Однако есть агрессивные представители любой религии. И переносить отношение к целому народу или нации из-за отдельных проявлений агрессий как минимум неправильно.
Тем не менее приезжающие в нашу или любую другую страну мигранты должны понимать, что они, приехав ради лучшей жизни или зарабатывания денег, должны уважать чужие традиции и ценности. И таких много! Если мы будем молчать и не защищать свою культуру, мы очень скоро столкнемся с возможностью утраты культурной идентичности, забывая о собственных праздниках, например, в угоду чужим. Важен баланс между принятием разнообразия и сохранением собственного культурного кода.