В Ханты-Мансийском автономном округе разворачивается транспортная реформа, которая обнажила жесткое противостояние между малым и средним бизнесом и крупными компаниями. Декларируемые цели властей благородны: провести модернизацию системы пассажирских перевозок. Однако местные перевозчики утверждают, что за красивыми формулировками скрывается неприглядная реальность: идет их системное вытеснение с регионального рынка.
В Югре проходит транспортная реформа, вокруг которой развернулись настоящие баталии между местными компаниями малого и среднего предпринимательства (МСП) и крупным бизнесом. Целью изменений является модернизация системы пассажирских перевозок в регионе. Однако с виду благородный шаг к комфортному городу и современному транспортному обслуживанию стал причиной растущего недовольства местных предпринимателей, которые десятилетиями возили жителей Нижневартовска — первого города, в котором были реализованы все изменения, — а теперь фактически остались не у дел.
Дело в том, что в 2024 году в этом городе местная администрация провела два электронных конкурса на 22 маршрута регулярных пассажирских перевозок. Победителем неожиданно для многих стал московский перевозчик «Домтрансавто», который уже заключил контракт и приступил к работе. Местные компании, вложившие немало сил и средств в обновление автопарка, обучение персонала и поддержание технической базы, теперь остались без заказов.
Официальная позиция властей проста: все процедуры проводились по № 44-ФЗ «О контрактной системе», круг участников не ограничивался, у всех были шансы выиграть конкурс. Но предприниматели задают встречный вопрос: если условия торгов составлены так, что местные перевозчики физически не могут выполнить требования — это равные условия или продуманная система отсева?
Их подозрения подкрепляются мнением Федеральной антимонопольной службы, которая изначально усмотрела признаки нарушения в проведении торгов городской администрацией- в частности, речь идет о противоречии с пунктом 1 и 3 ст.17 закона «О защите конкуренции».
Получается странная картина: с одной стороны — громкие декларации властей о поддержке предпринимательства в регионе, с другой — реальные действия, которые вытесняют местных перевозчиков с рынка. И ключевой инструмент этого процесса — не запреты или репрессии, а формально легальные механизмы государственных закупок.
Так, в 2023 году регион закупил 241 автобус большого класса — почти за 3,1 млрд рублей — у единственного поставщика, компании «АвтоМаз». Согласно распоряжению правительства Югры от 6 декабря 2023 года, сделка прошла без конкурса, якобы в сжатые сроки. Власти подчеркивают, что всё было сделано в соответствии с решением правительственной комиссии и на основе коммерческого предложения с наименьшей ценой и сроками поставки. Однако сам факт, что закупка обошлась в миллиарды, а конкурс не проводился, вызывает вопросы: действительно ли нельзя было организовать открытую процедуру, если речь идёт о столь значительных средствах бюджета?
Но ещё более спорным стало распределение этих автобусов. Хотя власти заявили, что участие в аукционах на их аренду открыто для всех, на практике новые машины оказались у нового перевозчика — «Домтрансавто», что усилило неравенство условий.
По мнению местных предпринимателей, уже можно говорить о формировании новой модели изменения структуры транспортного рынка Югры: сначала бюджет закупает новые автобусы, а затем они становятся фактическим условием победы в конкурсах на маршруты. При этом Заключением от 23.07.2024 № 086/01/17-657/2024 УФАС по ХМАО-Югре изначально было установлено, что Администрация города Нижневартовска не указала дополнительные затраты в части приведения транспортного средства в соответствие требованиям аукционной документации, что предусмотрено Приказом Минтранса № 351. В расчете цены контракта не была указана стоимость износа и дополнительного оборудования. Что приводит к мысли о том, что заказчиком изначально были заложены условия передачи автобусов будущему подрядчику, однако эти условия были скрыты от широкого круга участников закупочной процедуры. Получается, что местные предприниматели, которым не известны такие условия, не могут иметь доступа к такому ресурсу — и проигрывают заранее.
Перевозчики считают, что после апробации схемы в Нижневартовске, власти готовятся распространить её на всю Югру. Для этого, как ожидается, сначала будут разыгрываться короткие контракты на межмуниципальные маршруты, до апреля 2026 года, а в этот период будет готовиться основная документация с условиями под конкретную компанию или фирмы, аффилированные с ней, на долгосрочный период от 3 до 5 лет. Короткие контракты не позволят югорским перевозчикам провести модернизацию своего автопарка, привлечь льготный лизинг и обновить подвижной состав в рамках последних требований госзаказа. Ну а далее, если будет применена уже знакомая по Нижневартовску схема, крупный перевозчик сможет соблюсти все условия и ему, скорее всего, и будут предоставлены бюджетные транспортные средства, которые обеспечат победу в конкурсе.
Результат предсказуем: локальные перевозчики будут вытеснены, а пассажирские перевозки в Югре могут превратиться в фактическую монополию. При этом на бумаге — всё в рамках закона. Федеральная антимонопольная служба в последствии прекратила дело, не усмотрев признаков нарушения антимонопольного законодательства. На словах — поддержка малого и среднего предпринимательства. На деле — уничтожение конкурентной среды под видом модернизации.
Открытый вопрос, который уже звучит от самих перевозчиков: можно ли называть здоровой конкуренцию, если правила игры пишутся под одного участника? И как совместить риторику о «поддержке МСП» с практикой, при которой многолетний бизнес оказывается за бортом — не из-за неэффективности, а из-за того, что доступ к ресурсам оказывается закрыт?
Объединенные в «Союз автотранспортных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» предприниматели уже обращались с просьбой разобраться в ситуации к губернатору округа, в правозащитные организации, к депутату Госдумы Николаю Харитонову и даже к президенту. Однако все их официальные письма отправляются на местный уровень власти, где в качестве ответа всегда приводятся одни и те же аргументы, с указанием одного и того же исполнителя: все положенные процедуры были соблюдены и нарушений закона не выявлено.
Возможно, пришло время признать: в социально значимых сферах — таких как пассажирские перевозки — нельзя руководствоваться лишь формальными нормами закупочного законодательства. Нужны специальные гарантии для местных первозчиков, прозрачные и сбалансированные условия, а главное —прозрачности и открытости при проведении торгов, а также рассудительность в подходе, при котором модернизация не превращается в уничтожение местных предприятий с многолетним опытом.
Югорские предприниматели не против конкуренции — они против несправедливости. И пока чиновники продолжают ссылаться на формальное соблюдение законов, реальная экономика региона рискует остаться без среднего слоя — без тех, кто годами вкладывал в неё силы, деньги, репутацию и исправно платил налоги в местный бюджет. Один из ярких примеров это ООО «ПАТП-1» в городе Нижневартовске, которое за счет собственных средств инвестировало в инфраструктуру города и построило АГНКС, одну из первых в Югре, кроме того закупило за свои средства 15 единиц новых автобусов на метане, однако в силу ограничения конкуренции было вытеснено с рынка пассажирских перевозок Нижневартовска.