Что можно, а что нельзя делать 28 декабря в Трифонов день

Девушкам объяснили, что 28 декабря в Трифонов день им нельзя громко смеяться

В последние дни уходящего года, 28 декабря, православный мир вспоминает святого Трифона Печенгского. В миру — Митрофан, услышавший однажды внутренний голос, призвавший его нести свет христианства на суровый Кольский полуостров, где он основал монастырь и посвятил жизнь служению. В народной традиции этот день — особый рубеж, когда солнце, по поверьям, начинает понемногу «отвоевывать» у ночи свое время. Это день моряков и заветных желаний.

Девушкам объяснили, что 28 декабря в Трифонов день им нельзя громко смеяться
Фото Дарья Иржова

тестовый баннер под заглавное изображение

Что можно и нужно делать 28 декабря

  • Загадать желание на утренней заре. Это главная традиция дня. Нужно встать пораньше и выйти на улицу, чтобы встретить рассвет. Если заря окрасила небо в красные тона — это мощный благоприятный знак. Шепотом расскажите заре о своих печалях, а затем загадайте самое сокровенное желание, перекреститесь и молча вернитесь домой, не оглядываясь и ни с кем не разговаривая. Считается, что такое желание, подкрепленное силой растущего светового дня, обязательно исполнится.
  • Помочь солнцу и прогнать нечисть. Чтобы поддержать «молодое» солнце в его борьбе со стужей и темными силами, на снег перед домом высыпали горячие угли из печи, приговаривая: «Сойди с крыльца, золотое уголье, по двору покатись, зиму на корку морозную положи». Этот ритуал символизировал помощь свету и очищение пространства вокруг дома.
  • Молиться о моряках и путешественниках. Святого Трифона почитают как покровителя мореходов. В этот день молятся о благополучном возвращении тех, кто в море или в дальней дороге.
  • Учиться и передавать знания. День считается благоприятным для начала учебы, освоения ремесел. Раньше женщины учили девочек рукоделию, а мужчины — мальчиков плотницкому или кузнечному делу. Хороший день для планирования обучения на будущий год.
  • Подавать милостыню и помогать. Щедрая помощь нуждающимся — в деньгах, теплой одежде или еде — сулила благополучие на весь следующий год. Считалось, что такая доброта возвращается сторицей.
  • Наблюдать за природой и загадывать на погоду. Народный календарь тесно связывал этот день с будущей погодой. Каким будет 28 декабря — таким ждали и март.

Что категорически нельзя делать 28 декабря

  • Ругаться, особенно с моряками и рыбаками. Конфликты с теми, кто под покровительством святого, сулят крупные неприятности и раздоры на весь грядущий год. Держите эмоции под контролем.
  • Жаловаться на холод и погоду. Ворчание на стужу могло, по поверьям, «обидеть» зиму и навлечь на жалобщика слабость и болезни. Находите в зимнем дне свою красоту.
  • Ходить в лес в одиночку. Считалось, что в этот день зимние духи особенно активны и могут завести путника в чащу, наслать метель или скрыть тропу. Поход лучше отложить.
  • Принимать или дарить подарки (особенно игрушки) бездетным парам. Этот строгий запрет связан с поверьем, что такие подарки могут «перехватить» судьбу, и свои дети в семье так и не появятся.
  • Рассказывать свои сны. Сны в ночь на 28 декабря считались вещими. Проговорив их, можно было «спугнуть» хорошее предсказание или, наоборот, привлечь дурное.
  • Пользоваться одним полотенцем с другими. Особенно это касалось людей разного возраста. Считалось, что так можно ненароком «перетянуть» на себя чужую болезнь или, наоборот, отдать свое здоровье.
  • Стирать и гладить белье. Эта хозяйственная работа могла, по приметам, «пригласить» хвори и недомогания в дом для того, чья одежда обрабатывается.
  • Много смеяться без причины (для девушек). Легкомысленное и излишне громкое веселье незамужних девушек сулило, что будущий муж будет суров, и жизнь с ним — несладкой.

Проведите этот день в спокойствии, труде и добрых мыслях. Помогите свету — и он поможет вам.

Кто такой Трифон Печенгский

В истории русского православия и освоения суровых северных рубежей страны есть имя, сияющее подобно полярному сиянию — преподобный Трифон Печенгский, Кольский. Он не был князем или воином, но его подвиг равен ратному. Он пришел на край земли не за богатством, а с единственным сокровищем — верой, став апостолом для коренного народа саамов (лопарей) и основателем самой северной в мире православной обители.

Путь к призванию: от Митрофана к Трифону

Будущий святой родился в 1495 году в городе Торжке (Новгородские земли) в семье священника и при крещении получил имя Митрофан. Его жизнь могла сложиться иначе. Источники, включая житийные, намекают на бурную молодость, полную сил и страстей. По некоторым данным, обладая богатырским телосложением и характером, он даже какое-то время был предводителем местной разбойничьей ватаги, познав глубину греха. Однако зерно веры, посеянное в детстве, дало всходы. Глубокое раскаяние и духовный переворот привели его к мысли о самом тяжелом покаянии — уходе в абсолютную глушь, на служение тем, кто о Христе не слышал.

Легенда гласит, что во время молитвы в лесу он услышал Божественный глас: «Тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Это было указанием на Кольский полуостров — «Лапландию», о которой он слышал от поморов.

Миссия на Крайнем Севере: не завоевание, а смирение

В середине 1520-х годов Митрофан прибыл на побережье реки Печенги, в земли саамов. Это был осознанный выбор пути, аналогичного подвигу первых христианских миссионеров. Он не пришел с солдатами или указами. Он пришел один.

Его стратегия была мудрой и основана на глубочайшем уважении:

  • Изучение языка и обычаев. Он первым делом выучил саамский язык, чтобы говорить с людьми на их наречии.
  • Полное принятие образа жизни. Он жил так же бедно и сурово, как и лопари: рыбачил, терпел холод, голод и полярную ночь.
  • Диалог, а не диктат. Он не ломал языческие святыни («сейды») сразу, а постепенно, через личный пример кротости, трудолюбия и бескорыстной помощи, завоевывал доверие. Проповедь Христа он вплетал в ткань их мировосприятия.

Первые годы были временем жестоких испытаний. Саамы, подозревавшие в нем колдуна или лазутчика, изгоняли его, избивали, пытались убить. Но он возвращался снова, прощая своих обидчиков. Его несгибаемая воля, соединенная с безграничным смирением, в конце концов, растопила лед недоверия.

Создание духовной твердыни: Печенгский монастырь

Когда вокруг Митрофана сложилась первая община новообращенных, возникла потребность в храме и духовном центре. В 1532-1533 годах, получив благословение Новгородского архиепископа Макария (будущего митрополита Московского и всея Руси), он с помощью пришедшего сюда иеромонаха Илии и блаженного Феодорита Кольского построил деревянную церковь Святой Троицы. Так было положено начало Троицкому Печенгскому монастырю — форпосту православия и русской культуры у «холодного моря, у Мурманской границы».

Здесь Митрофан принял монашеский постриг с именем Трифон (в переводе с греческого — «нежный», «живущий в роскоши» — ироничное имя для аскета на краю света). Он стал его первым игуменом. Монастырь был не просто молельным домом. Он стал центром просвещения, хозяйственной жизни, дипломатическим пунктом в отношениях с местным населением и даже, по сути, первой русской полярной станцией, где вели наблюдения за суровой природой.

Признание, трагедия и наследие

Авторитет Трифона стал так велик, что в 1556 году он посетил Москву и встретился с царем Иваном IV Грозным. Государь, впечатленный подвигом северного подвижника, даровал монастырю богатые земли, деньги и особые грамоты на владение угодьями и освобождение от налогов. Это позволило укрепить обитель.

Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости, около 88 лет, в 1583 году. Но его детище ждала трагическая судьба. Через шесть лет после его смерти, в 1589 году, монастырь был жестоко разорен шведскими («свейскими») отрядами. Погибло более 100 человек — монахов и мирян, укрывшихся за стенами. Пророчество Трифона о грядущем разорении от иноземцев сбылось.

Однако семя, им посеянное, не погибло. По указу царя Феодора Иоанновича монастырь был возрожден ближе к городу Коле. А на месте мученической кончины печенгской братии позднее был установлен поклонный крест, а в наши дни возрожден монашеский скит.

Почему его почитают?

  • Как просветителя лопарей. Он — главный миссионер Русского Севера, сравнимый по масштабу подвига со святыми Кириллом и Мефодием.
  • Как покровителя мореходов. Живя у моря, благословляя поморов на опасные промыслы, он после смерти стал почитаться как заступник всех, кто связан с морем.
  • Как духовного богатыря. Его жизнь — пример радикального преображения личности: от мятежной силы к силе духа, направленной на созидание и любовь.
  • Как святого, чья жизнь — диалог культур. Он показал, что христианство можно нести без насилия, с уважением к идентичности малых народов.

Трифон Печенгский — это больше, чем святой. Это символ духовного мужества, кротости, побеждающей жестокость, и безграничной любви, способной осветить даже полярную ночь. Его обитель на Печенге стала не только географической, но и духовной точкой отсчета, напоминая, что истинная сила России всегда рождалась не только в ее столицах, но и на таких вот рубежах духа и земли.

Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру