Термин впервые появился еще в 2022 году и быстро приобрел популярность в иностранных социальных сетях. Однако массовую известность в России он получил в середине 2025 года. Странно, что его не выдумали в год пандемии, когда многие только и делали, что лежали в постели, не имея возможности выходить из дома.
Казалось бы, ничего нового тренд не включает. Получается батя, который после работы лежал у телевизора, тоже занимался бедроттингом, а Илья Обломов - так вообще амбассадор этого вида деятельности. Но у зумеров эта тенденция приобретает иные масштабы. Именно поколение Z массово начало лежать в любое удобное время. Привычка не новая, но масштабы её распространения совсем иные, чем раньше. Вместо активностей, походов по клубам и тусовок молодежь предпочитает полежать в кровати с телефоном в обнимку. Я так устаю на учёбе, - делится 20-летняя Екатерина, – что дома хватает сил только на то, чтобы завалиться на кровать”.
Зуммеры пролёживают лучшие годы своей жизни..! Но их можно понять.
Психологи отмечают сразу несколько причин популярности бедроттинга. Во-первых, всё дело в объёме информации, которое мы ежедневно потребляем. Во-вторых, в количестве стресса, которое испытываем. Человечество сейчас живёт в эпоху информационного шума, экономической нестабильности и тревожности. Психолог Ева Салманова уверена, что психика людей просто не выдерживает такой нагрузки и включает защиту: «Бедроттинг это, по сути, форма бессознательного самосохранения. Человек буквально “лежит и гниёт”, потому что так хотя бы перестаёт тратить энергию на борьбу с бессмысленностью происходящего. Это не про удовольствие, это про спасение ресурса».
Схожего мнения придерживается и психолог Никита Дмитриев. Бедроттинг, по его мнению, не лень, а способ защиты: «Это состояние нередко связано с ограничивающими убеждениями, заложенными в детстве, например, “надо быть идеальным”, “ошибаться нельзя”, “если не добиваюсь – я не ок”. В итоге человек уходит в бедроттинг не из лени, а как в способ избежать тревоги и давления».
Сильнее других, как уже говорилось выше, такой тенденции подвержены, конечно, зуммеры. Потому что это поколение, выросшее в технологическом комфорте, где многие базовые потребности автоматизированы. Зуммеры не бьются до потери пульса за результат, как это делали миллениалы. «Смешно, что нас обвиняют в лени. Если мы умеем вовремя отдыхать, это вообще не значит, что мы ленивые», – негодует 23-летняя София. Поколение Z позволяет себе расслабиться, когда это действительно необходимо (даже если такая необходимость возникает часто).
Нехватку сил и стабильности ощущают все, поэтому бедроттинг, как регулярный вид деятельности, заражает и другие поколения. Кто-то уходит лежать в постели, предотвращая собственное выгорание, а кто-то окончательно устав и потеряв в все силы, уже не имеет другого выбора. Бедроттинг не просто мода, появление которой приписали зуммерам, а всеобщий способ адаптации к нестабильной действительности. «Круто, что молодые ребята заботятся о себе, мы в своё время себя не жалели и некоторым из нас эти переработки вышли боком, а может быть и всем», - делится 36-летняя Александра.
Специалисты полагают, что распространение бедроттинга на последующие, совсем еще молодые поколения зависит не только людей, но и от среды, в которой они будут существовать. «Чтобы это изменилось, важно помогать молодым людям находить личные смыслы, развивать критическое мышление и веру в собственное влияние на жизнь. Когда у человека появляется цель и возможность действовать, лежание без дела просто теряет привлекательность», – убежден психолог Никита Дмитриев.
Стоит помнить, что в бедроттинге, как и во всём на свете, нужен баланс. Постоянное лежание в постели раскачивает дофаминовую систему. После коротких видео, например, мозгу становится сложнее получать удовольствие от чего-то ещё. Человек может ощущать вялость, апатию, социальную отстранённость. Более того, бедроттинг закрепляет привычку избегать дискомфорта вместо того, чтобы проживать и перерабатывать его. Человек оказывается в замкнутом круге: чем меньше энергии и смысла, тем больше лежания, и наоборот.
Как часто, валяясь в постели, мы ощущаем вину за непродуктивность? Так уж у нас принято: выходные нужны, чтобы сделать генеральную уборку, отнести в ремонт сапоги, которые ждут своего часа уже второй месяц, съездить в парк аттракционов с детьми и обязательно приготовить еду на три полноценных приема пищи. И вот выходные пролетели и человек, которого трудно назвать отдохнувшим, вновь идет на работу. Точнее идет с одной работы (домашней) на другую (офисную). Как итог – выгорание, усталость и перманентная нелюбовь к работе. А возможно, стоило взять пример с зуммеров и всего лишь полежать в кровати, чтобы действительно отдохнуть?