«Наташа, конечно, была полновата»: как отзывался Виктор Мережко о Гундаревой

Как Виктор Мережко создавал свои сценарии и работал с Гундаревой и Мордюковой

«Родня», «Здравствуй и прощай», «Полеты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться»…. Сценарии ко всем этим любимейшим фильмам написал один и тот же человек – Виктор Мережко. Его называли знатоком женских душ и автором народного кино. А почему бы и нет? Замечательные женщины его окружали с детства. Осталось только перенести свою жизнь на бумагу и пригласить хороших артистов её сыграть. Виктора Мережко не стало в 2022 году. Все эти годы он охотно давал интервью и рассказывал о своей жизни. Сегодня «МК3 вспоминает замечательного сценариста и интересного человека, который всегда оставался не только за кадром, но и часто – вне съемочной площадки. 

Как Виктор Мережко создавал свои сценарии и работал с Гундаревой и Мордюковой

тестовый баннер под заглавное изображение

«Здравствуй и прощай». Первая роль Натальи Гундаревой

Это был первый большой сценарий Виктора Мережко, снятый на крупной киностудии – Ленфильм. Прототипом главной героини стала мама Виктора Мережко – Александра Ефимовна Гончарова. Они были настолько похожи, что сценарист даже не стал менять ее имя – Шурка. Киношная Шурка тянула на себе троих детей и терпела, до поры до времени, непутевого мужа. В реальной жизни мама Виктора Мережко воспитывала четверых сыновей и оставалась с мужем до конца жизни. О романе с участковым юный Мережко ничего не знал, но их местный Анискин действительно засматривался на Александру Яковлевну. В фильме роман разгорелся со всей силой, да и как иначе? Ведь участкового сыграл сам Олег Ефремов.

Виктор Мережко: «для меня Олег Николаевич Ефремов - уникальный артист и личность потрясающая. Это мужчина, в которого не могла не влюбиться абсолютно любая женщина. Хоть зрительница, хоть актриса, хоть просто местная жительница. Такого актера у нас еще не было и пока нет.

Первый фильм Виктора Мережко стал первым и для Натальи Гундаревой. Актрисе было 24 года, ее уже пригласили в театр имени Маяковского, но в кино Наташу упорно не снимали. Режиссеров настораживала ее пышная фигура и большие бедра. Актриса в теле была непривычная для тогдашнего кино. Однако ленинградский режиссер Виталий Мельников решил рискнуть и предложил Гундаревой роль сельской буфетчицы. И она сыграла великолепно! В этом образе подошли и ее пышные бедра, и наивные конопушки, и лицо, которое хорошо смотрелось и без макияжа.

Виктор Мережко: «Наташа, конечно, была полновата. Большие бедра, рыхлая фигура, полные ноги. Но она этим играла. Она специально сдвигала колени, делала ножки немного иксом и так ходила, как итальянка. Бедра от этого становились еще пышнее, и это было так здорово! Вот сельская буфетчица с очень хорошими формами. Хотя Наташа всю жизнь прожила в Москве. Это было невероятно. Она была гениальной актрисой!»

С первой же роли Гундарева стала народной любимицей. Виктор Мережко и Виталий Мельников действительно совершили открытие.

Виктор Мережко. «Это было явление. Она пришла и влюбила в себя до кончиков туфель. Поражало все. Цвет волос, конопушки, хохот, юмор, ее раскрепощенность и огромное желание работать. Она была режиссером на съемочной площадке. Она знала все, предлагала всегда – несколько вариантов. С ней было замечательно и работать, и дружить. Компанейская невероятно».

Наталья Гундарева снялась еще в трех фильмах по сценарию Виктора Мережко: «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Уходя — уходи» и «Собачий пир». Они стали настоящими друзьями, и сценарист знал двух из трех официальных мужей актрисы.

Виктор Мережко: «Первый муж Наташи, режиссер Леонид Хейфец был такой спокойный, неторопливый, в быту достаточно уравновешенный. А Наташа - вся огонь. Им было тяжело уживаться вместе. А с Михаилом Филипповым, последним ее мужем, она сошлась надолго. Причем, Миша был женат на дочке Андропова. Как бы я хорошо не относился к Наташе, но все равно считал, что Миша зря так круто меняет судьбу. Но я ошибся. Наташе удалось наладить быт на самом высоком уровне. При всей своей занятости она оказалась прекрасной хозяйкой. У нее всегда была идеальная чистота в квартире и все такое уютное: занавесочки, кухонка, салфеточки, скатерка... Это было ее пространство».

С актером Михаилом Филипповым Гундарева прожила до конца жизни. Все четыре года болезни, сразившую актрису в 53 года, он находился рядом и дома, и в больнице. Кроме него Наталья уже редко кого принимала.

Виктор Мережко. «Я один раз позвонил Мише и попросил разрешения приехать в больницу. Он ответил, что не надо. Наташа не в такой форме, чтобы прийти и посмотреть на нее больную. Она не хочет этого. Потом. Ну, в итоге так я и не решился».

До сих пор сценарист не может понять, как актриса, с ее роскошной, богом данной внешностью, могла решиться на пластическую операцию, которая так губительно сказалась на ее здоровье. Ведь Гундарева была особенной, как и другая великая русская актриса – Нонна Мордюкова.

«Родня». Пуговица от Никиты Михалкова

У героини Нонны Мордюковой в фильме «Родня» тоже был прототип. Теща Виктора Ивановича была коренной ростовчанкой. Как все тамошние женщины она разговаривала громко, резала правду-матку и при случаи – могла и в лоб залепить. Теща делала шестимесячную химию, когда-то вставила серебряный зуб и регулярно приезжала в Москву навестить дочь. Семья Мережко жила тогда около метро Аэропорт, а рядом, на Соколе, где-то была квартира тещиного первого мужа. Где именно, она не знала, поэтому в каждый свой приезд ходила в районе Сокола в надежде встретить первого мужа, которого очень любила. В реальной жизни она его так и не встретила, зато в кино Мережко предоставил ей такую возможность. Правда, хорошим это дел не кончилось… Имя главная героиня получила от тети сценариста – Марии Гончаровой. А сценарий писался специально для Нонны Мордюковой и по ее заказу, но в период подготовки к съемкам актриса едва не отказалась от своей роли.

Виктор Мережко. «Она себе по-другому видела образ. Мордюкова хотела быть такой очень городской, красивой, на каблуках, с яркой помадой, в кофточке – все подобрано. И когда она в таком виде пришла на фотопробы к Михалкову, то Никита ее спросил: «А почему ты так одета? А что ты так накрашена?» «Ну а я такая», - отвечает ему Мордюкова. Он немедленно попросил костюмеров все снять, просто содрать, надел ей олимпийскую майку, вставил зуб из фольги, отправил делать шестимесячную химию. Ну и в общем Мордюкова посмотрела на себя в таком виде и разозлилась: «Ты что, из меня дуру делаешь?» Хлопнула дверью и ушла. Сказала на прощание, что пусть Римма Маркова у вас снимается».

Римма Маркова и Нонна Мордюкова были заядлыми подругами. Режиссеры относили их к одинаковому типажу и часто одновременно пробовали на одну роль. Они и дружили, и соперничали одновременно.

Виктор Мережко. «Никита, понимая, что эту неукротимую мощь Мордюковой надо как-то укротить, предложил мне: «Ты ей скажи, что я буду снимать Римму Маркову, раз она так хочет». Ну и звонит Мордюкова. Спрашивает, как дела. Я отвечаю, что идут фотопробы, Маркова пробуется на роль. Никита остался доволен. «Да ты что!» - отвечает. Я говорю: «Да». – «Да не хай снимается». А потом опять звонит: «А что, он правда Маркову Римму будет снимать?» Я говорю: «Правда». – «Да что он дурачок что ли? Я же талантливее!» Короче говоря, поехала она к нему скандалить. Никакой Риммы Марковой, конечно, не было, Никита ее обнял, они помирились, объяснились друг другу в любви…».

Актриса согласилась сниматься так, как предлагал ей Никита Михалков. Но скандалы на этом не закончились.

Виктор Мережко: «Она несколько раз хотела уехать из Днепропетровска, где снимался фильм. Собирала вещи, сидела на вокзале, ждала поезда, рыдала. Я к ней приезжал, сидел рядом, уговаривал. Потом появлялся Никита, опять очередное примирение, опять съемочная площадка, опять счастье, опять любовь. Она была, как она мне говорила, влюблена в Никиту Сергеевича. Говорит: «Ой, какой парень, господи боже мой. Витька, я влюбилась в него. У него усы эти, одеколоном какой пахнет, ой, я не могу».

Влюбленность Мордюковой в «барчука», как она называла Никиту Сергеевича, не мешала их постоянным ссорам. Особенно скандальной вышла съемка сцены, в которой Мария встречает мужа на вокзале. У актрисы никак не получалось показать чувство разочарования и обиды так, как хотел Михалков. Репетировали целый день. Нонна и старалась, и кричала, и капризничала. Наконец, режиссер не выдержал и при всей съемочной группе заявил: «Ну какая ты народная артистка, если не можешь сыграть женщину из народа?» Мордюкова тут же рассвирепела: «Посмотри на себя. Стоишь тут в импортной рубашке и указываешь мне, как надо показывать народ!» Ярости актрисы не было предела. Она грудью пошла на Михалкова, толкнула его кулаком, оторвала пуговицу от рубашки и уехала со съемочной площадки опять на вокзал. За ней опять приехали, успокоили, вернули. Проплакавшись хорошенько, актриса сыграла так, как и нужно было режиссеру по роли.

«Полеты во сне и наяву». Кризис Янковского

На съемках фильма «Родня» Виктор Мережко так сдружился с Никитой Сергеевичем, что следующий свой сценарий решил писать для него как артиста. По сюжету герой будущего фильма переживает кризис среднего возраста. У него есть жена, дочка, бывшая и действующая любовница, старый друг, коллеги, но он не видит во всем этом смысла жизни. Налицо – все симптомы кризиса среднего возраста, правда, термина такого в то время не было и в помине. Фильм собирался снимать режиссер киевской киностудии Роман Балаян. Прочитав сценарий он решил, что Михалков ну никак не подходит на роль сомневающегося человека. Уж слишком сильный у него характер. Мережко был вынужден согласиться. Так роль Сергея Макарова досталась Олегу Янковскому, а Никита Сергеевич сыграл в фильме самого себя - режиссера на съемочной площадке.

«Аплодисменты, аплодисменты»

На съемках фильма «Полеты во сне и наяву» Виктор Мережко подружился с Людмилой Гурченко, исполнявшую в картине небольшую роль. Звезда советского кино тут же захотела свой персональный сценарий. Виктор Иванович пообещал и вскоре сдержал слово. Фильм под рабочим названием «Актриса прошлых лет» был запущен в работу. Людмила Гурченко – успешно прошла пробы. Снимать кино доверили молодому режиссеру Виктору Бутурлину. Первый фильм и сразу с такой звездой! Молодой режиссер еще не догадывался, с каким тайфуном под именем Людмила Марковна ему предстоит иметь дело.

Виктор Мережко: «Гурченко была очень сложной натурой. Она элементарно могла быть сама и актрисой, и режиссером, и сценаристом. В этом она была безусловно талантлива. Но с ней очень тяжело – это взрывной, эмоциональный человек. Если что-то не так, она реагировала немедленно и жёстко, подчас до истерик доходило. Молодого режиссера она ни во что не ставила, несла его по всем кочкам. Я был вынужден вмешаться и мы поссорились. Она почему-то решила, что в сценарии фильма «Аплодисменты, аплодисменты» я просто переписал ее книгу…»

До сих пор об истории создания этого фильма ходят легенды. Виктор Мережко утверждает, что сценарий он вначале писал на Надежду Румянцеву, а потом просто адаптировал его под Гурченко. Актриса же наоборот пишет в своей автобиографии, что сценарий был задуман на нее с самого начала. Кто прав – сейчас узнать уже сложно. Несомненно одно: ссоры и распри не сыграли в пользу фильму. Кинобенефис Людмилы Гуренко прошел тихо и незаметно. Актриса потом долго не разговаривала с Виктором Мережко, но в итоге они помирились.

Уходя – уходи. Возвращение Николая Рыбникова

Фильм «Уходя – уходи» стал одним из последних значительных появления в кино Николая Рыбникова. После своего триумфа в 60-х актер неожиданно пропал с экранов. Поговаривали, что народный кумир излишне часто прикладывается к бутылке, располнел и потерял актерскую форму. К сожалению, слухи отчасти оказались правдой.

Виктор Мережко: «Я думаю, что драма Рыбникова была не только в том, что он в какой-то момент почувствовал себя лишним в кино, а в том, что к нему сразу приклеился ярлык пролетарского веселого парня с рабочей окраины: с песнями, с улыбкой. Никто не думал, что он может сыграть какую-то драматическую глубокую роль. Это, в общем-то, для него была драма».

С кумиром 60-х Виктор Мережко познакомился через Георгия Юматова. В доме артиста часто собирались друзья, коллеги. Заходил и Николай Рыбников с женой – Аллой Ларионовой.

Виктор Мережко: «Он был невероятно обаятельный в жизни, веселый и очень был влюблен в Аллу Ларионову. Это была любовь немыслимая. Он ее любил, а она его терпела, так скажем. Ей было тяжело, потому что в какой –то момент он стал выпивать очень активно».

Несмотря на огромную популярность, Николай Рыбников вел себя очень скромно и в компаниях старался не выделяться.

Виктор Мережко: «Он не был тамадой стола. Он больше слушал и выпивал. Алла при этом его все время дергала за рукав: «Не пей! Не пей!». Он иногда не пил, а иногда пил. Во время таких нарушений режима, запоев, короче говоря, Алла выпроваживала его из квартиры. Денег не было, а выпить хотелось, и он собирал в сквере у Марьиной рощи, где они жили, бутылки, сдавал стеклотару, и на вырученные деньги покупал себе или «мерзавчик», или какую-то небольшую бутылочку. Так поддерживал себя. У него муки были тяжелейшие. Он мучился, что не снимается, что он сорвался опять. Коллеги, конечно, и рады были ему помочь, но внешность была уже не та. Возраст давал о себе знать, да и образ жизни накладывал отпечаток».

Сценарий фильма «Уходя — уходи» был запущен в работу в 1977 году, когда Николаю Рыбникову исполнилось уже 47 лет. Виктор Мережко сам посоветовал режиссеру фильма, Виктору Трегубовичу, пригласить звезду 60-х. Сценарист знал, что Рыбников давно мечтает о драматических ролях и был уверен, что работа ему обязательно придется по душе. И не ошибся.

Виктор Мережко: «Я приехал в Ленинград, и Николай Николаич мне говорит: «Вить, какая роль! Как мне нравится с Трегубовичем работать! Какой сценарий! Господи, какое счастье. Я давно не испытывал такое счастье от того, как я здесь снимаюсь, как мне это нравится». Они играл персонажа одинокого и несчастного. По сути – самого себя…»

«Одинокая женщина желает познакомиться». Крик души

Сценарий этого фильма тоже подсказала жизнь. Как-то поздним вечером Виктор Мережко возвращался домой. Была осень, лил проливной дождь. На улице – никого. Вдруг прямо перед ним возникла женщина с зонтом в руках. Прикрываясь им, она клеила на столбе объявление. О чем можно сообщать в такую погоду? Оказалось, что объявление было просто криком душе. На бумаге несмываемым карандашом был написано: «Одинокая женщина желает познакомиться» и указан телефон. Идя домой, Мережко уже знал характер этого отчаявшегося человека, представил ситуацию и придумал сюжет. Как обычно, сценарий Виктор Иванович уже писал на конкретную актрису. По его задумке, одинокую женщину должна играть Инна Чурикова. Ее внешность трудно назвать красивой, но если присмотреться, то не влюбиться просто нельзя. Вот такую нерассмотренную женщину Мережко и хотел сделать главной героиней. Но когда сценарий попал в руки режиссеру, то, как это часто бывает, на роль была приглашена другая актриса – Ирина Купченко. На роль спившегося артиста цирка – Александр Збруев. Получился интересный дуэт, но он возник вопреки желанию сценаристу. Режиссер фильма, Вячеслав Криштофович, до сих пор ему благодарен, что он не стал возражать против его выбора.

В 90-х Мережко переквалифицировался в режиссеры, и даже сам начал сниматься в фильмах. Кино стало его жизнью, как когда-то его жизнь – сюжетом для сценария.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру