ДЭБильная ситуация

На сотрудников Департамента экономической безопасности МВД напали рязанские пираты

Скандальная ситуация сложилась в МВД РФ. Попытка оперативников Департамента экономической безопасности навести порядок на рязанском рынке контрафакта с треском провалилась. Вместо того чтобы пресечь распространение пиратской продукции, сотрудники ДЭБ МВД сами оказались… под следствием.

Производство и перепродажа нелицензированных дисков — один из самых выгодных видов нелегального бизнеса, позволяющий получать огромные доходы, сопоставимые с прибылью от торговли наркотиками и оружием.  

Ликвидация контрафакта является условием вступления России в ВТО, поэтому борьбе с пиратской продукцией придается особое государственное значение.
Контрафакт, однако, чрезвычайно живуч — именно в силу своей сверхприбыльности. На высоком уровне провозглашается курс на борьбу, но в регионах правоохранительные структуры и местные администрации, наоборот, стараются сохранить пиратский бизнес.  

Из истории, окончившейся столь печально для сотрудников ДЭБ МВД, хорошо видно, как это делается.  

Началась она с того, что рязанский коммерсант Виталий Пахомов, торгующий дисками, провел в СИЗО три месяца. Уголовное дело на него и трех его компаньонов было возбуждено по заявлению другого рязанского коммерсанта Игоря Захарова, который также занимается продажей дисков.  

В заявлении Захарова, с которым тот обратился в местное УФСБ, утверждалось, что Пахомов и его компаньоны ежемесячно платят взятку в 5 тысяч рублей оперуполномоченному ОРЧ по линии БЭП УВД по Рязанской области капитану Сергею Михееву и его начальству.  

В течение нескольких месяцев эта информация проверялась: сотрудники УФСБ взяли в разработку Михеева, Пахомова и его компаньонов и поставили их телефоны на прослушивание. Осенью 2007 года оперативные материалы были переданы в Следственное управление СКП по Рязанской области. Следователь Марина Вилкова возбудила на их основании уголовное дело, и 5 октября 2007-го трое подозреваемых — полковник МВД Алексей Гоцкий, капитан Михеев и коммерсант Пахомов — отправились по решению суда в СИЗО.  

“Никаких доказательств того, что мы платили милиционерам взятки, в моих разговорах не было, — рассказал “МК” Виталий Пахомов. — Я, наоборот, говорил коллегам, что мы никому не платим, — эсэмэска с таким текстом есть в материалах дела. Но Вилкова исходила из того, что взяткой можно считать что угодно — даже патроны, которые меня просил купить Михеев, когда мы с ним собирались на охоту”.  

Коммерсанта Пахомова с оперуполномо­ченным Михеевым связывали давние дружеские отношения, иногда они проводили вместе свободное время.  

“В СИЗО от меня постоянно требовали, чтобы я признался, что давал взятки Михееву. На меня оказывалось давление — и моральное, и физическое. Меня гоняли по камерам, не давали лекарств. Жене говорили, что мне присылают письма другие женщины. Мне говорили, что Михеев во всем сознался…”  

Пахомова выпустили из СИЗО в конце декабря 2007 года. Гоцкий и Михеев отсидели еще три месяца и весной 2008-го тоже были отпущены на свободу, поскольку ничего такого, за что суд мог бы продлить им содержание под стражей, следствие так и не накопало.  

Уголовное дело тем не менее до сих пор не закрыто. Оно расследуется, но в вялотекущем режиме — с тех пор, как Пахомова отпустили из СИЗО, прошло полтора года, но следователь Вилкова за это время вызывала его на допрос всего один раз.  

Рязанские “пираты” — мелкая рыбешка для ДЭБ МВД, который охотится на подпольные заводы и склады с миллионами нелицензированных дисков. Но кроме оперативной работы ДЭБ еще исполняет контролирующие функции в отношении региональных БЭПов.  

Злоключения рязанских милиционеров отразились на результатах работы их подразделения. В Москву из Рязани вызвали начальника БЭП, узнать, почему у него просели показатели. Тогда-то и выяснилось, что заместитель и опер у него полгода отсидели в СИЗО по неподтвержденному обвинению коммерсанта.  

Чтобы показать рязанцам на собственном примере, как надо бороться с контрафактом, группа сотрудников ДЭБ выехала в декабре 2008 года из Москвы в Рязань в служебную командировку, имея на руках постановления об обследовании трех адресов, где по оперативной информации продавался контрафакт.  

В одном адресе находился склад ООО “ЗИВ” (фирма коммерсанта Захарова Игоря Васильевича, который написал заявление на опера Михеева). В двух других располагались павильоны, которые этот же “ЗИВ” арендовал в торговых комплексах.  

Склады пиратских дисков закрыты для посторонних. Охрана пропускает только тех, кто ей хорошо известен. Обычно это представители торговых точек, которые приезжают на склад за очередной партией нелегального товара.  

Когда охрана открыла дверь такому закупщику, один из ДЭБовцев попытался зайти на склад вместе с ним. Его не пустили, он показал удостоверение, после чего охранники решительно вытолкали его за дверь и задраили люки.  

Оперативная группа решила прорываться внутрь. Сотрудник подразделения технической поддержки, которого на такой случай захватили из Москвы, вскрыл металлическую дверь, и группа ворвалась на склад.  

На складе, однако, уже никого не было. Пока технарь возился с дверью, все, кто там находился, ушли черным ходом.  

Тем не менее оперативники обнаружили диски — как и ожидалось, нелицензированные. Приблизительно 35 тысяч штук.  

Пока группа работала на складе, один из московских оперов вместе с рязанскими БЭПовцами отправился на другой адрес, указанный в постановлении, — в торговый дом “Барс”, где ООО “ЗИВ” арендует три павильона.  

Когда милиционеры туда прибыли, все три павильона были закрыты. Продавцы отсутствовали, хотя с утра работали.  

Борцы с контрафактом пошли в администрацию торгового дома, показали постановление на проведение обследования помещений. Администратор позвонил в “ЗИВ”, сказал: приезжайте. Пришла милиция, надо открыть ей ваши павильоны. В “ЗИВе” ответили: нет, все заняты, приехать никто не сможет.  

Оперативной группе ничего не оставалось, как призвать на помощь слесаря “Барса”. Тот по приказу милиции вскрыл двери в присутствии двух понятых и представителя торгового дома.  

В ходе обследования были изъяты аудио- и видеодиски — опять с явными признаками контрафактности. Их передали в РАПО — Российскую антипиратскую организацию. После проведенной экспертизы правообладатели-члены РАПО подали заявление о причинении им ущерба на 858 тысяч рублей, и 2 марта следователь рязанского УВД вынес постановление о возбуждении уголовного дела по статье 146 ч. 3 УК РФ (“нарушение авторских прав в особо крупном размере”).  

На этом справедливость можно было бы считать восстановленной. Но вскоре выяснилось, что команда коммерсанта Захарова не собирается отступать.
Захаров подал очередное заявление в следственное управление по Рязанской области — о том, что во время “московской” проверки сотрудники милиции похитили на складе два миллиона рублей и мобильный телефон.  

В ходе проверки телефон действительно обнаружился у одного из членов опергруппы — правда, не у сотрудников ДЭБ, а у технаря, который вскрывал дверь на складе. Вроде бы он его там нашел, подобрал как ничейный и с чистой душой вставил сим-карту, которую ему выдали на службе.  

Этого было достаточно для возбуждения уголовного дела в отношении московских оперативников.  

Помимо хищения им вменяется превышение служебных полномочий: по мнению коммерсантов, они не имели права проникать в помещения ООО “ЗИВ” в отсутствие владельцев и должны были предупредить их о проверке.  

Источники “МК” в ДЭБ утверждают, что группа действовала в соответствии с Законом “Об оперативно-разыскной деятельности”, позволяющем обследовать помещения, где, по оперативной информации, совершается преступление. Предупреждать в таких случаях о проверке — абсурдно. Торговцы заранее спрячут пиратскую продукцию, и никто никогда ее не найдет.  

У следствия иная позиция. Если бы в отношении Захарова было возбуждено уголовное дело и имелся бы ордер на обыск помещений ООО “ЗИВ”, оперативники могли бы взламывать двери и обследовать их в отсутствие хозяев. Но поскольку уголовное дело не было возбуждено — подобные действия являются противозаконными.  

Рязанская сторона, которую в этой истории представляют ООО “ЗИВ”, местное УФСБ и следственное управление СКП по Рязанской области, сейчас по полной программе переигрывает МВД в лице Департамента экономической безопасности и рязанских БЭПовцев.  

Сторона МВД сумела возбудить только одно уголовное дело — в отношении владельцев “ЗИВ”, нарушивших авторские права.  

Зато Рязань имеет в активе сразу несколько дел: 1) в отношении сотрудников местного УВД Гоцкого и Михеева, которые якобы брали взятки; 2) в отношении коммерсанта Пахомова, который их якобы давал; 3) в отношении “московской” проверки, которая якобы похитила два миллиона, телефон и превысила служебные полномочия.  

3:1 в пользу Рязани. Ситуация — небывалая. Сотрудники ДЭБ МВД по вызову рязанского следователя ездят с Житной в Рязань и дают показания. Там побывал даже заместитель начальника отдела ДЭБ Овчинников — давал объяснения по поводу действий своих подчиненных.  

Вместо того чтобы показать “младшим товарищам”, как надо бороться с контрафактом, сотрудники ДЭБ сами влипли в историю. Что касается контрафакта, то он остался там же, где был.  

В Рязани по-прежнему продаются диски по пятьдесят и даже по тридцать рублей за штуку. При таких расценках авторские права соблюсти невозможно. Не надо быть большим экспертом, чтобы это понимать.  

“Удивительно, что прокуратура Рязани сама не проверяет эти торговые точки. Ведь тот факт, что там продают контрафакт, неоспорим, — сказал “МК” представитель РАПО Виктор Злотя. — В Москве и Санкт-Петербурге, например, прокуратура постоянно инициирует такие проверки. А в Рязани все наоборот: прокуратура ищет ошибки в работе милиционеров, которые борются с контрафактом”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру