Страна халтурщиков

Записки домохозяйки. Авторская колонка Юлии Калининой

28.05.2009 в 17:41, просмотров: 23128

Я тут почитала варианты Единого госэкзамена и, наконец, поняла, почему он вызывал такое яростное сопротивление у родителей и учителей.

Это сложный экзамен. Вернее, он не сложный, но нашим детям его сложно сдать.

А сам-то экзамен — правильный. Он гораздо точнее определяет уровень знаний, чем билеты с тремя вопросами, ответы на которые почти всегда можно “наболтать”.

ЕГЭ не наболтаешь. Там надо отвечать четко — да или нет. Но если человек пять лет последовательно изучает предмет, выполняет все задания и ничего не пропускает, для него не составит большого труда ответить на все вопросы.

Просто наши-то дети так не учатся — чтоб последовательно чего-то там изучать. В лучшем случае они учат один предмет, который нравится. Историю, например. Но русский и алгебра у них по нулям. Все дело в этом.

Протестуя против введения ЕГЭ, родители бились за будущее детей: если не сдаст, никуда не поступит! А учители бились за себя: если полкласса напишет на “два”, а другие полкласса — на “три”, я опозорюсь!

ЕГЭ тем не менее устоял, и как только стало понятно, что его не отменят, вопли прекратились. Во вторник выпускники сдали первый экзамен — по биологии или информатике, на выбор. Сегодня сдают русский.

У нескольких моих друзей дети заканчивают разные московские школы. Я их обзвонила, чтоб узнать, как прошел первый опыт.

Первый опыт прошел отлично. У всех на экзамене царила самая дружелюбная атмосфера. Разрешалось разговаривать, списывать, слать эсэмэски родителям, чтоб те присылали подсказки, и ходить в туалет, где лежали все необходимые учебники.

В кабинетах дежурили какие-то люди — по идее, это должны были быть преподаватели из других школ. Они ни во что не вмешивались, ни на кого не смотрели, занимались чтением газет и бумаг.

Разумеется, я не могу утверждать, что во всех школах страны допускались подобные вольности. Но я уверена, что большинство педагогических коллективов пошло по такому же пути. Потому что кому хочется скандалов с родителями и обвинений в профнепригодности? Никому.

Все идет так, как и должно идти. ЕГЭ прямо на взлете превращается в профанацию, разделяя судьбу всех реформ и нововведений, затеянных у нас ради того, чтоб скопировать черты преуспевающих социально ориентированных государств с рыночной экономикой.

Попробовали сделать, как у них, профессиональную армию — в результате контрактниками у нас служат те же срочники, которых через несколько месяцев после призыва заставляют подписать контракт.

Попробовали отменить пенсионерам льготы — в результате пенсионеры имеют те же самые льготы, просто их оплачивает не федеральный центр, а регионы.

Попробовали обязать чиновников отчитываться о доходах — в результате чиновники бесстыдно публикуют липовые декларации, вызывающие дружный хохот.

Затевая очередное нововведение, правители будто берут старую книгу и меняют ей обложку. На обложке пишут новое название, нового автора, рисуют новую красивую картинку. Но вложить в эту новую обложку новое содержание они не могут. Попробуют, но сразу понимают: на фиг? Слишком долго и муторно. Поэтому они просто меняют местами несколько страниц в старой книге и говорят: вот, сделали вам реформу. И не нойте, что вам не нравится, — во всех преуспевающих социально ориентированных странах с рыночной экономикой жизнь устроена именно так, как нарисовано на нашей красивой обложке.

* * *

Чтобы выпускники по-честному сдавали ЕГЭ, их надо с первого класса совсем иначе учить. Не так, как учат у нас, а так, как учат в западных школах, где ЕГЭ сдают давным-давно, и никаких возражений ни у кого это не вызывает.

Чтобы по-другому учить детей, надо сначала обучить новым технологиям учителей. Но, прежде чем браться за учителей, нужно подготовить для них соответствующих университетских преподавателей и разработать новые обучающие программы.

Нужно добиться того, чтобы школа не вызывала у детей стресса и напряжения, упразднить бесполезные предметы, отменить дурацкие правила и сделать учебу осмысленной, а не насильственной.

Нужно проделать колоссальную, кропотливую, долгую работу, чтоб ЕГЭ действительно превратился в логичный итог учебного процесса. А пока этот экзамен — не логичный итог учебного процесса, а волевое решение чиновников, его будут сдавать кое-как. Родители и учителя придумают тысячи ухищрений, чтобы обойти барьеры для фальсификаций, выставленные Министерством образования. Лови их, пугай, наказывай — ничего не поможет, все равно будут обманывать.

Ну и правильно. Если правители халтурят и врут, то почему гражданам нельзя? Как они с нами, так и мы с ними. А иначе что это за игра — в одни ворота?