— Каждый думает, что на призыв временно отказаться от использования личного авто откликнется кто-то другой, — говорит Марина Орлова, пресс-секретарь Департамента жилищно-коммунального хозяйства столицы, — а в итоге дороги полностью забиты. Кроме того, каждый раз перед Новым годом в столицу из регионов приезжает около миллиона людей на личных машинах. Я уж не говорю про огромное количество людей, которые продолжают ездить на летней резине.
По словам коммунальщиков, в понедельник на дороги столицы вышло около 9 тысяч единиц уборочной техники. На расчистку тротуаров и остановок отправилось не менее пяти тысяч дворников с лопатами. Техника выходит на расчистку каждые три часа. Примерно настолько хватает топлива, потом машины — на дозаправку и снова в бой. Химические реагенты используются только на проезжей части. На тротуары и во дворах сыплют гранитную крошку.
“МК” спросил, что предпринимается для того, чтобы снег на дорогах не сменился гололедом. Нам рассказали, что лед не появится, если уборщикам дадут сделать свою работу. Пока московские автомобилисты сами делают все, что можно, чтобы усложнить себе и коммунальщикам жизнь.
— Огромная просьба, — обратилась к автовладельцам пресс-секретарь Департамента ЖКХ, — хотя бы во вторник поехать общественным транспортом. 22 декабря мы также будем заниматься расчисткой и обработкой дорог. А если из-за пробок мы вынужденно не сможем провести весь комплекс мер, то кто, спрашивается, виноват?
“МК” решил лично посмотреть, как разгребают снег те пресловутые пять тысяч работников снежной лопаты и лома.
Возле станции метро “Петровско-Разумовская” ситуация с уборкой снега напоминает уборку урожая. Дело в том, что рядом рынок, а свободное место на асфальте — это, что ни говори, деньги. Местные дворники-таджики втыкают так, будто под снегом ищут нефть как минимум. Мало того, сами продавцы по очереди берут в руки лопату и расчищают то, что нападало сразу после уборки. Говорить с журналистами здесь некому и некогда. Бизнес есть бизнес.
На улице Заморенова дворник Улан реагенты не использует вообще — его зона ответственности дворовые территории. И смена у него 12 часов, и механизм самый незамысловатый — лопата. Вот этим механизмом он и откидывает снег с дороги. И зарплата соответствует инструменту — 15 тыс. рублей.
Об уборке снега в другой северной столице “МК” рассказал заммэра Хельсинки Пекка САУРИ:
— В Хельсинки снег идет вот уже на протяжении трех дней, что, естественно, вызывает определенные проблемы с дорожным движением. Как правило, если температура не очень низкая, то мы используем обогревающие устройства (имеются в виду проложенные под проезжей частью нагревательные элементы или трубы. — “МК”) там, где пролегают трамвайные пути. Но в таких ситуациях, как сейчас, когда температура воздуха опускается до 8 градусов ниже нуля, эти устройства не справляются в достаточной мере. Соответственно, в определенных местах движение трамваев затрудняется. Что же касается автомобильного движения, то с этим у нас почти не возникает проблем, поскольку мы приступаем к расчистке дорог от снега в ночное время либо ранним утром, не дожидаясь часа пик. Конечно, никто не застрахован от аварий и автомобильных пробок, но они не столь значительные, какими бы могли быть, если бы мы не предпринимали соответствующих мер. Например, в такую погоду, как сейчас, мы не пытаемся растопить снег и лед, потому что это не принесет должного эффекта из-за довольно низкой температуры. Мы посыпаем дороги песком, и они перестают быть такими скользкими. Если температура колеблется около нуля, то мы также используем соль. Кроме того, на улицах постоянно работают сотрудники дорожных служб, которые дополнительно следят за безопасностью движения.