Путевка в тайгу

В России появится сайт для выбора туров в заповедные места

В России появится сайт для выбора туров в заповедные места
Министерство природных ресурсов и экологии, к которому в прошлом году перешло управление особо охраняемыми природными территориями, намерено пустить в них частных инвесторов. Отдать национальные парки и заповедники в частные руки — идея очень спорная. Об этом “МК” побеседовал с одним из ее разработчиков, директором департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Ринатом Гизатулиным.

— Ринат Ринатович, зачем Минприроды пускать частный бизнес в заповедные места?  

— Есть ряд охраняемых территорий в России, которые можно и нужно открыть для человека, в первую очередь это национальные парки. Есть люди, которые готовы построить экологически чистые домики, пансионаты, рекреационные объекты. Деньги, которые они готовы вложить, тоже есть. Но чтобы сейчас построить маленький домик где-нибудь в национальном парке, необходимо распоряжение правительства Российской Федерации. То есть инвестор должен потратить полтора-два года, чтобы получить это разрешение. Понятно, что на таких условиях никто в парки или заповедники не пойдет.  

В отличие от заповедников, для национальных парков развитие туризма — одно из основных и официально декларируемых направлений деятельности. Однако в советские годы этим никто не занимался. Кроме того, у федерального центра практически нет возможностей масштабного финансирования строительства туристических объектов, да и существующие устаревают, требуют затрат.  

— Но люди же как-то ездят по этим местам, отдыхают!  

— Все это влечет за собой случаи недобросовестной работы директоров национальных природных парков, которые мы периодически выявляем в ходе проверок. То там, то здесь люди отдыхают, платят за это деньги. Но не в бюджет, а в карман конкретному директору. После выявления таких случаев мы принимаем все необходимые меры. Фактически за этот год ушел каждый десятый руководитель нацпарка или заповедника.  

— И как вы предполагаете изменить эту ситуацию?  

— Совместно с депутатами Государственной думы мы разработали поправки к Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” (ООПТ). Они прошли первое чтение. Надеемся, что до конца года они будут приняты. В этих поправках мы решаем много задач. И, в частности, упрощаем предоставление в пользование ряда участков, которые можно выделить в экологически безопасное пользование потенциальным инвесторам.  

Мы будем предоставлять эти участки на условиях открытого аукциона Росимущества. В случае, если инвестор согласен с условиями, которые там прописаны, — максимальная высота здания, максимальная этажность тех или иных объектов — добро пожаловать в парк на 49 лет с возможностью пролонгации договора. Мы надеемся, что в случае принятия этого закона в течение 3—4 ближайших лет как минимум 15—20 таких инвестиционных проектов будут реализованы в наших национальных парках. В первую очередь расположенных недалеко от Москвы (например, национальный парк “Угра”), а также в Карелии, Архангельской области, в Сибири, на Дальнем Востоке.  

В заповедниках инфраструктурные объекты не строятся. Но мы новым законом даем право оказывать некоторые туристические услуги, принимать экскурсии. Законом предусматривается (в строго ограниченном ряде заповедников и со временем) создание биосферных полигонов, где объекты туристической инфраструктуры могут присутствовать.  

 — Неужели сейчас, в кризис, есть инвесторы?  

— Есть уже готовые инвестпроекты, которые были рассмотрены в министерстве! Например, в национальных парках “Угра” (Калужская область), “Плещеево озеро” (Ярославская область). А инвестиционный проект для Южнокамчатского федерального заказника, объекта Всемирного природного наследия, по строительству отвечающий всем международным требованиям туристического комплекса (с гостевыми домами, экологическими тропами, площадками наблюдения за животными), стоит не менее 20 млн. долларов. И есть люди, которые хотят вложить деньги в подобные проекты — как свои, так и привлеченные.  

— Как будет проходить процедура выдачи участков арендаторам?  

— Национальный парк определяет те территории, которые возможно предоставить в аренду без ущерба для экологии. После этого парк утверждает в Минприроды России среднесрочный план своего развития. Затем министерство согласовывает границы соответствующих земельных участков и отправляет документы в Росимущество, которое и проводит открытые тендеры. По их итогам заключается договор аренды. Момент с договором в наших поправках — принципиальный. В нем указано, что в случае нарушений его условий арендатором Росимущество в одностороннем порядке и без компенсаций имеет право его расторгнуть. Я думаю, что на таких условиях инвестор будет строго следовать природоохранному законодательству. Контролировать арендаторов будут сотрудники национальных парков, которые по Административному кодексу являются госинспекторами и наделены значительными надзорными полномочиями, а также Росприроднадзор и общественные экологические организации.  

— Вы считаете, что после этих изменений россияне в массовом порядке устремятся отдыхать в нацпарки?  

— Люди активно посещают только те парки, которые прилегают к городам. Например, “Лосиный Остров” принимает ежегодно до 3 млн. чел., Сочинский — свыше 700 тыс. чел., “Куршская коса” (Калининградская область) — около 200 тыс. чел. Такого массового отдыха на территории других нацпарков нет. И не должно быть. Но те, кто сейчас проводят свой отпуск на ООПТ, не должны платить деньги непонятно кому и жить в каких-то лачужках.  

— И много ли их, “потенциальных клиентов”?  

— Если мы уберем тех, кто посещает окологородские парки, то количество российских туристов, которые готовы за это платить, превышает 200 тыс. чел. Эти люди целенаправленно проводят свой отпуск на Байкале, Алтае, Кавказе, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке. Мы надеемся, что таких людей станет больше.  

— Кто-то будет следить за ценами на туристические услуги нацпарков?  

— Будут конкретные арендаторы, которые правомочны определять цены и перечень услуг в зависимости от рынка. Деньги, которые будут получены от аренды земли, пойдут в федеральный бюджет. Есть принципиальная договоренность с Министерством финансов, что эти суммы будут автоматически закладываться при планировании бюджета ООПТ на следующий год.  

— Как я могу узнать, в каких парках я могу отдохнуть? Их же десятки по всей России!  

— Буквально до Нового года Минприроды запустит обновленную версию информационного портала Zapoved.ru, который описывает все федеральные ООПТ России. В нем содержится не просто описательная информация, но и координаты, контакты, информация о посещении. Тут же будет информация о том, как добраться.  

— В министерстве уверены, что люди поедут именно в национальные парки, ведь у нас столько красивых мест в стране?  

— Много. Но нацпарки и заповедники создавались в самых уникальных местах. Так что сомнений нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру