Животные вернулись в хорошие руки

Прежняя команда тренеров и ветеринаров снова в дельфинарии на Мироновской

Прежняя команда тренеров и ветеринаров снова в дельфинарии на Мироновской
Результаты пребывания животных в руках рейдеров: плавник Егора, рана белухи.

тестовый баннер под заглавное изображение

“Морской котик сидел в клетке с таким испуганным видом! Все время жался в угол, но когда увидел своего прежнего тренера Рому Челышева — скорей, скорей к нему, и на передние ласты встал, и на задние, и обнял... Белуха Егор впервые за долгие месяцы ожил, увидев знакомое лицо, поддел носом спасательный круг и подплыл поздороваться с любимым наставником...” Такие трогательные сцены о встрече освобожденных от рейдерского плена питомцев Московского дельфинария со своими прежними хозяевами описывали мне вернувшиеся в свои владения сотрудники. Еще месяц назад в это верилось с трудом, но теперь дельфинарий на Мироновской, 27, действительно возвращен бывшим владельцам — по закону, по справедливости... “МК” узнал все подробности долгожданной встречи.

Они были разлучены рейдерами больше года, и вот теперь — снова вместе. Уже 2,5 недели ветеринары и тренеры не отходят от своих любимцев ни на шаг: отпаивают витаминами и минералами, берут анализы у явно больных животных, разговаривают с ними по душам, наглаживают, чешут за загривками. Жалко, что до этого счастливого времени не дожили четверо заморенных дилетантами питомцев: афалины Байкал, Патра, Коля и моржиха Алина.  

Напомним, что год назад коммерсанты захватили контрольный пакет долей ООО “Утришский дельфинарий”. Все прежнее руководство и рядовых сотрудников выставили за дверь. Целый год бывшая команда в судах отвоевывала свои права, пока не доказала всем и вся, что ООО “Утришский дельфинарий”, включая подразделения в Питере, Сочи, Кисловодске и, конечно же, Москве, принадлежит только им.  

Итак, 12 мая в 7 часов утра команда, состоявшая из прежних владельцев и 12 охранников, подошла к зданию родного дельфинария с постановлением Арбитражного суда о возвращении всех прав на владение ООО “Утришский дельфинарий” прежнему его представителю Андрею Абрамову. Рядом с ним присутствовал и восстановленный в правах директора дельфинария кандидат биологических наук Лев Мухаметов. Руководители дельфинария осмотрели все помещения, но охраны в нем сразу не нашли. Лишь спустя некоторое время группу секьюрити из 8 человек обнаружили спрятавшейся в подвале между тюками с вещами и фильтрами. Встреча прошла мирно: охранники добровольно передали три “пенала” с ключами, включая ключ от билетной кассы, прежним владельцам и покинули территорию. Впрочем, совсем без проблем не обошлось. Через 40 минут на место прибыла некая представительница УВД ВАО, ранее уже защищавшая захватчиков, и потребовала всех “чужих людей, ворвавшихся в помещение”, написать объяснительные. Когда же ей внятно объяснили — и на словах, и документально, — кто здесь на самом деле чужой, дама убралась восвояси.
На пепелище

Первым делом вернувшиеся владельцы созвали независимую комиссию, которая должна была зафиксировать состояние животных. В комиссию вошли директор дельфинария Московского зоопарка Михаил Крохин, ведущий научный сотрудник биофака МГУ, кандидат биологических наук Юрий Стародубцев и трое сотрудников ООО “Дельфин и Я”.  

Из составленного ими акта следует, что все звери сильно исхудали. Сивуча Ульяну было не узнать — у этой морской львицы, доведенной до крайней степени истощения, торчали лопатки и ребра. По словам ветеринара Елены Розановой, тренеры, нанятые рейдерами, серьезно опасались ее грозных клыков (как и многие другие животные, она в штыки приняла новых наставников). Поэтому как Ульяну, так и ее напарницу Тату на представление выпускали очень редко. Даже корм просовывали им через решетку клетки, проделав в ней специальное отверстие. Но в самом плачевном состоянии оказались белый кит Егор, его напарница и три моржонка.  

— Когда мы только вошли, Егор почти без движения “зависал” в углу бассейна, закрыв глаза, — вспоминает Розанова. — У морских млекопитающих это означает полное безразличие к жизни. В таком же состоянии глубочайшего стресса белухи ведут себя в природе при нападении касаток. Егор почти год просидел на мели в бассейне, в котором глубина еле-еле доходила до 1,5 м. Наш гигант длиной в 4,5 метра не мог ни разу даже нырнуть нормально. Его перевели в эту “тюрьму” после того, как он бойкотировал практически все выступления при “новой власти” — демонстративно ложился  на дно бассейна. И самозванцы определили его в “лягушатник”. Зачем-то прикрепили помост над бассейном, из которого вниз торчали большие ржавые штыри. У напарницы Егора по бассейну, совсем еще юной белухи, из-за этих штырей оказался на метр располосован хвостовой стебель с нескольких сторон…  

Кстати, в свое время рейдеры объясняли пребывание Егора в одной ванне с юной белухой их приближающейся женитьбой. “Этого просто не могло быть! — возмущается Розанова. — Эта самка может принести потомство только лет через 6, но только не на такой мели, на которую ее определили. Она чисто физически не смогла бы выносить китенка”.  

— Что касается Егора, мы выяснили, что у него очень плохие анализы, — вступает в разговор директор Лев Мухаметов. — По всей видимости, последнее время он наотрез отказывался у рейдеров принимать пищу, хотя по журналам у них — полная идиллия. В первые три дня мы заливали нашему любимцу питательные и лекарственные вещества через зонд. Потом потихоньку он начал есть сам, но все равно не так хорошо, как нам бы хотелось. Чтобы выяснить наверняка, что с ним, мы отправили взятые у Егора биопробы на исследование в самую лучшую в стране ветеринарную лабораторию в Новосибирск.  

По словам Елены Розановой, чтобы взять анализы у своих подопечных, ей впервые за долгие годы работы пришлось изрядно попотеть. “Мы столкнулись с тем, что у всех животных за год нашего отсутствия оказались утрачены “ветеринарные навыки”, — говорит она. — Это заглатывание зонда, подача хвоста для взятия крови... Раньше все дельфины по специальной команде резво разворачивались и клали хвост на бортик бассейна. Теперь нам приходится заново обучать их этому. Я не понимаю: как ветеринар, который работал на самозванцев, следил за состоянием здоровья этих с виду больших, но по сути очень нежных и хрупких животных?!”  

Что касается моржат, которых сильно недокармливали, из 15 находящихся в дельфинарии трое, по словам директора, находятся сейчас в очень плохом состоянии, они истощены, плохо развиваются, из носов постоянно текут сопли... “Моржата были отловлены для Утришского дельфинария, но рейдеры, как только получили их вместо нас, сразу перепродали дочернему предприятию, — негодует Мухаметов. — Так что все находящиеся сейчас в дельфинарии моржата по бумагам принадлежат уже не нам. Но мы не торопимся отдавать их в чужие руки. Поскольку пребывание рейдеров у власти было признано незаконным, мы подали иск в суд о расторжении того договора купли-продажи”.

Представление продолжается

Как рассказал нам старший тренер дельфинария Алексей Артюхов, поначалу, увидев всю эту нерадостную картину, у руководства была мысль закрыть дельфинарий на карантин. Но потом выяснилось нечто, нарушившее планы. Оказывается, аферисты успели открыть в Москве 11 билетных точек, прибыль от которых вовремя снималась и прикарманивались. Вернувшаяся команда не могла обмануть тысячи зрителей и начала потихоньку восстанавливать программу.  

— Сейчас мы проводим представления в щадящем для животных режиме, — говорит Артюхов. — Уменьшили темп некоторых номеров, силовые упражнения, высоту прыжков. Зритель не замечает этого: есть упражнения, которые визуально выглядят сложными, но на самом деле животное выполняет их легко. И наоборот. Вот самые трудоемкие и не слишком зрелищные мы пока и исключили из программы.  

— А зачем тогда надо было включать их в прежнюю программу?  

— Дельфинов и китов все время надо стимулировать, как настоящих спортсменов, иначе им просто станет скучно. Вы бы видели, как они радуются, когда выучат новый номер! У дельфинов очень велика жадность до решения интеллектуальных задач. А изучение трюков для них — настоящая головоломка, ведь они должны расшифровать наши сигналы и команды.  

Если в отсутствие профессионалов представления длились всего по 35 минут, то сейчас программа доведена до 50 минут. И для этого не надо было особо заставлять животных: они помнят голоса, запахи своих тренеров, к ним возвращаются навыки и желание работать. Помимо удлиненных номеров увеличилось и видовое разнообразие: кроме афалин Рамзеса и Тимофея, белух Степана и Пинелопы вновь начали выступать сивучи, котик Рица, моржиха Василиса. Ожил и старожил дельфинария Егор — за две недели немного повеселел, начал плавать и даже выполнять некоторые команды. “Конечно, на “сцену” мы его не выводим, — говорит Артюхов. — Дождемся, когда он реабилитируется, и будем решать вопрос о переводе его в более глубокий бассейн”.  

Несмотря на, казалось бы, все поставленные точки в данном споре, рейдерская команда продолжает цепляться за последние соломинки. Так, сейчас Интернет пестрит объявлениями, что дельфинарий прекратил показательные выступления. Это далеко не так: представления не только продолжаются, но и вновь открылось терапевтическое отделение. Единственное, чего пока нет, это самого дорогого вида развлечения — спортивного плавания с дельфинами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру