Первокурсники журфака стали грамотнее

“МК” навестил студентов, поступивших в прошлом году с высокими ЕГЭ-баллами по русскому, но написавших первый диктант на “двойку”

В сентябре прошлого года “МК” писал о плачевных результатах проверочного диктанта по русскому языку на 1-м курсе журфака МГУ им. Ломоносова: ребята, включая высокобалльников ЕГЭ по русскому, сделали тогда на страницу текста 5—10 и более ошибок, причем чудовищных: “через чюр” вместо “чересчур”, “рыца” вместо “рыться” и т.д. О том, почему так вышло и как на факультете исправляют положение, год, а точнее, учебный год спустя “МК” рассказали те самые первокурсники.
“МК” навестил студентов, поступивших в прошлом году с высокими ЕГЭ-баллами по русскому, но написавших первый диктант на “двойку”

Эмиль (сделал 40 ошибок, поступил с 47 баллами ЕГЭ по льготному зачислению после службы в армии):


— С грамматикой у меня было не очень хорошо, поэтому в сентябре я и не рассчитывал на хорошие результаты диктанта. Но такого, честно говоря, не ожидал. Правда, большая часть моих ошибок — пунктуационные. Но были и грамматические: я ведь, когда к ЕГЭ готовился, учился галочки правильно ставить, а не диктанты писать.


Есть и другой позитивный итог: ребята пытаются анализировать причины своей неудачи. И хотя соблазн списать ее на “строгости” оценки диктанта еще велик, на самом деле какие уж там строгости, если при 8 ошибках на страницу текста ставили “зачет” — они признают собственную несобранность. А заодно говорят о серьезных проблемах с изучением предмета в школе, где грамматику заканчивают учить за несколько лет до выпуска, а вся дальнейшая школьная словесность, как ни крути, сориентирована на подготовку к ЕГЭ.


Женя (7—8 ошибок, 73 балла ЕГЭ):


— Мы писали диктант в самом начале учебного года. Представьте себе: огромная аудитория, в окно светит солнышко… Думаю, мы просто не собрались. Я, например, трижды написала не то окончание. Наверное, не расслышала. Или от невнимательности. Но в любом случае трагедии для меня в этом не было: моих амбиций не задело. Вот если бы я плохо, неярким языком написала сочинение, тогда другое дело.


Тем не менее проблема с русским языком в школе есть. Диктантов там не пишут: в начале 11-го класса мы написали лишь один, причем состоявший из сплошных правил. Сочинения, правда, бывают. Но две трети класса их списывают. Впрочем, на уроке тоже можно списать: технические средства позволяют, а учителя особо не придираются: выставить в журналы колонки “двоек” с “тройками” они не могут, а потому все равно разрешают переписывать сочинения.


Большинство ребят не только подтянули русский язык, но также сдали зимнюю и весеннюю сессии без задолженностей. Многие — на “хорошо” и “отлично”. Но на втором курсе продолжат дополнительные занятия по русскому языку. Первая неудача, по их словам, их не обескуражила, а заставила подтянуться. И это хорошо. Однако еще лучше, если бы вслед за студентами “разбор полетов” провели люди, принимающие решения в образовании. И в первую очередь — по части изучения русского языка с литературой в школе. Тогда, глядишь, следующие поколения первокурсников не наступят на те же грабли.


Артем (в пределах 8 ошибок, 68 баллов ЕГЭ):


— Грамматических ошибок у меня было мало, в основном пунктуация и пропуски букв. Да и вообще, я не считаю, что оценка — предмет для суперпаники. Это лишь знак того, что что-то надо подтянуть. Но основные знания закладываются в школе. А там многое зависит от учителя по русскому языку: бывают такие, что 11 лет их выдержать невозможно. У меня, например, взаимопонимания с моим не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру