В тот же самый день Национальный центр образовательной статистики США опубликовал доклад — самый подробный за последние годы — о положении с образованием в 23 наиболее развитых странах мира. Доклад основан на новых тестах, разработанных Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию. Этим тестам подверглись многие тысячи людей от 16 до 65 лет. Тесты были проведены в 2011 и 2012 годах. Тестируемые проверялись на грамотность, математику и техническое умение, а в 19 странах еще на «умение решать проблемы в технологически богатой среде», а также на умение использовать цифровые устройства для оценки информации, коммуникаций и выполнения «обычных задач».
Результаты тестов вывели на первое место Японию. За ней следуют Финляндия, Нидерланды, Швеция и Норвегия. Список замыкают Испания, Италия и Франция. (Все романские страны, чемпионы любви и кулинарии!) Причем последняя тройка не удостоилась чести быть проверенной по линии технологий. (Приготовление пиццы и гусиной печенки не в счет.)
Ну, а как же Соединенные Штаты, далеко оторвавшиеся от остального мира по количеству нобелевских лауреатов, словно их баскетбольная сборная — знаменитая «Команды мечты»? По грамотности США оказались в середине списка, а по умению и мастерству почти в самом конце. В математике только 9 процентов американцев попали в верхнюю часть списка. (Среднее по всем странам составило 12 процентов. Финляндия, Япония и Швеция — 19 процентов.) А ведь речь шла о мастерстве, необходимом для современного производства, «места работы».
Доклад наглядно свидетельствует о том, что многие страны обошли Соединенные Штаты и среди окончивших вузы, и среди тех, кто с институтской скамьи поступил на работу. Американская молодежь уступает своим международным сверстникам не только по математике и технологии, но и по простой элементарной грамотности. Более того, что еще более удивительно, то же самое имеет место и среди людей среднего возраста, а, хотя американцы этой категории считаются «на бумаге» наиболее образованными в мире.
Обеспокоенный данными доклада, американский министр просвещения Арне Дункан сделал заявление, в котором говорится: «Результаты тестов свидетельствуют о том, что наша система образования сделала недостаточно для того, чтобы помочь американцам — и отдельным личностям, и страны в целом — успешно конкурировать в рамках глобальной экономики, которая все больше требует высокого умения».
Любопытная реакция на доклад Энтони Кэрнвейла, директора Центра по образованию и рабочей силе Джорджтаунского университета: «Первый вопрос, который возникает в связи с докладом, гласит: «Если мы такие глупые, то почему мы такие богатые?» — говорит Кэрнвейл. Впрочем, сам он ответа на этот вопрос не дает, ограничиваясь тем, что де американцы «соскользнули» с вершин, на которые взошли раньше.
Статистика доклада показывает, что США возглавляют список стран по пропасти между достигшими вершин и карабкающимися в низине. Поляризация знаний в Соединенных Штатах просто изумляет. США превосходят все остальные страны по количеству людей «не вершине» и барахтающихся в болоте малограмотности. Тоже самое и в области мастерства. По-видимому, именно здесь следует искать разгадку парадокса Нобелевских лауреатов и митрофанушек. Кэрнвэйл считает, что корни этого парадокса следует искать в том, что «американцы всегда были согласны примириться с высоким уровнем неравенства более чем жители других развитых стран. Они надеялись на мобильность своего общества. Но сейчас и в этом нас обгоняют, ибо мы теряем умение и мастерство».
По возрастному принципу, согласно докладу, среди американцев в возрасте 55-65 лет все более или менее о’кей. В возрастной группе 45-54 года американцы выглядят уже середнячками, а среди молодежи плетутся в конце обоза.