Сначала о самом нападение. Установленный факт — Павел Дмитриченко нанял Юрия Заруцкого в качестве исполнителя преступления, а тот уже привлек водителя Липатова. Ранее судимый Заруцкий утверждает, что должен был побить Филина, но решил использовать электролит для автомобильных аккумуляторов, который разбавил мочой. Бить Филина физически сильный Заруцкий побоялся — ведь свою первую судимость он получил за убийство по неосторожности. Чтобы второй раз не переборщить, решил использовать электролит. По словам Заруцкого, он и не думал, что эффект окажется таким серьезным. Целью, по признанию преступника, было «унизить, а не убить» Филина. Последствия всем известны — Филин выдержал более двадцати операций и чуть не ослеп (сейчас его снова оперируют). А вот причины?
Теперь о самом главном и сложном в «деле Филина» - о мотиве, так и проясненным следствием. Что же подвигло 29-летнего Павла Дмитриченко, при Филине ставшим ведущим солистом Большого театра, заказать балетмейстера? Худрук балета давал ему ведущие партии (правда, по просьбе Григоровича) Смешно полагать, что конфликт мог разыграться из-за того, что Филин не дал его гражданской жене Анжелине Воронцовой станцевать главную партию в «Лебедином озере». Не того масштаба трагедия. Версия следствия (звучавшая еще в марте) о том, что Дмитриченко сам хотел занять место Филина, также абсурдна. Слишком молод и неопытен Павел для такого поста — ему бы еще танцевать и танцевать до статуса премьера или народного. Значит, что все в личной неприязни, но что стало ее катализатором?
И все-таки сherchez lafemine... Все дело в той же Анжелине Воронцовой. На суде Цискаридзе заявил, что когда пришел в кабинет Филина, чтобы защитить свою ученицу, услышал следующее:
- Он (Филин) стал говорить, что она крупна, не подготовлена. На что я ответил: ну, понимаешь, 19-летняя девушка, в пубертатном возрасте. Он мне ответил, а пусть она забеременеет и сделает аборт. Ты же умный, посоветуй как сделать. После этого я перестал с ним всякое общение, - сказал Цискаридзе и добавил, что Филин «не один раз кидал фразу : "Пока хоть раз не «женюсь» на Анжелине, она не затанцует". Это многие слышали».
Значит, все дело в любви? Дмитриченко решил постоять за подругу, зная какой Филин ловелас и решил припугнуть его? Чтоб не повадно было принуждать балерин к близости и оскорблять их? Об этой стороне характера Филина говорили и Дмитриченко, и Заруцкий, да и в театре шепотом, но говорят о слабостях худрука. Кажется, пазл складывается: любовь, ревность и обида — гремучий коктейль страстей, виновный ни в одном преступлении. Но так ли все просто?
- Его (Дмитриченко) - в этом убежден весь коллектив - к этому подвигли, - говорил Анатолий Иксанов, еще будучи директором ГАБТа. - Поэтому он оказался не тем реальным заказчиком, каким его выставляют. Он такой же исполнитель. Есть кукловод, и следствие должно найти, кто этот человек.
Кто же этот кукловод? Сам Филин на допросе говорил, что Николай Цискаридзе угрожал ему открыто и намекал о готовящемся "сюрпризе". Что за «сюрприз»? Запись разговора Филина и Воронцовой, чтобы обличить худрука балета (ее якобы сделала танцовщица, но на суде она это отрицала)? Или хуже — проколотые шины авто Филина, ночные звонки на мобильные с угрозами, «слив» личной переписки балетмейстера в сеть и, наконец, покушение? В последнем нет никакой уверенности ни у суда и ни у следствия, ведь Николаю никаких обвинений предъявлено не было. Однако о существующем между ним и Филиным противостоянии и сам Цискаридзе не раз говорил. По его словам, Филин хотел убрать его из театра. «Когда я узнал, что Филин собрал собрание и просил подписать против меня письмо, для меня это стало шоком. С тех пор я перестал с ним общаться», - заявлял Цискаридзе. О том же свидетельствовала Анжелина Воронцова: «Цискаридзе был неудобным персонажем для Филина». Были ли еще недоброжелатели у Сергея Филина? И раскроется ли имя того «кукловода», который дергал за ниточки, и истинного виновника преступления? Ответить на эти вопросцы — дело правоохранительных органов и правосудия. Мы же можем только задавать вопросы.
На сегодняшний день правосудие свершилось, и дело, как это часто бывает, не осталось замазанным.
Однако интриги вокруг Большого не затихают. Чего только стоит история с балериной Джой Вомак, которая обвинила руководство Большого в вымогательстве, причем, прямо в разгар судебного процесса по «делу Филина». Источники «МК» говорят, что кто-то просто надоумил юную танцовщицу сделать такое противоречивое заявление.
К тому же, на днях стало известно об увольнение главного дирижера ГАБТа Василия Синайского, который положил заявление на стол нового директора Урина за две недели до премьеры «Дон Карлос». В чем так яро разошелся Синайкий с руководством театра, что даже решил бросить оперу, которую долго готовил? И почему в тот же день стало известно о том, что контракт с Дилярой Темиргазиной не был продлен — той самой фигуры, которая, по заявлениям Цискаридзе на суде, негласно руководила труппой последние 2,5 года (т.е. Была «серым кардиналом» на протяжение всего периода руководства Филина?) К тому же, похоже, тучи сгустились и над самим Филиным — поговаривают, что ему уже намекнули о том, чтобы он взял отпуск... Пока что у нас нет ответов на эти вопросы.
Что ж — театральный мир всегда был богат скандалами и интригами, порой, превышающими накал сценических страстей. И история с нападением на Филина тому яркая иллюстрация. И далеко не единственная. Напомним, что худруком балета в 2011 года вполне мог стать Геннадий Янин, порнографические снимки которого буквально накануне назначения появились в интернете (так и не ясно, он ли на фото)... Кстати, следствие не поднимало эту историю, а стоило бы.
Сейчас труппа театра хочет только одного — поскорее перевернуть «кислотную» страницу в истории Большого и вернуться к нормальной жизни. Согласно источникам «МК», не так много людей которые яро поддерживают Дмитриченко или Филина, большинство хочет жить сценой, а не интригами (15% - за балетмейстера, 25% - против, остальные «точат носки», сообщил «МК» наш источник в ГАБТ). Но как-то все не получается...