Москва переходит на инклюзив

С 2010 года обычные школы и детские сады не смогут отказать в приеме детям-инвалидам

26.05.2009 в 16:02, просмотров: 3621

Правительство Москвы поддержало законопроект столичного департамента образования, закрепляющий их право на обучение совместно со здоровыми детьми. В скором времени, дал понять первый вице-мэр Владимир Ресин, закон будет принят городской Думой.

По данным столичного департамента образования, в Москве сейчас около 50 тыс. детей-инвалидов. Из них 19 тыс. учатся, причем без малого половина – 49% - посещают массовые школы и лишь 35% учатся в специальных учебных заведениях. Еще 5% получают профобразование в вузах или колледжах, а 11% ходят в детские садики. В последнее время, заявила на заседании Московского правительства глава столичного департамента образования Ольга Ларионова, курс на обычные школы и детсады готовы держать и остальные родители маленьких граждан России с ограниченными возможностями. В том числе – с ярко выраженными психическими и физическими отклонениями. Однако их права в этом плане не определены законом. А потому сплошь и рядом попытки устроить ребенка в учебное заведение «для всех» заканчиваются отказом. А с ним и психологической травмой.

Исправить положение призван законопроект, подготовленный департаментом в «Год равных возможностей». Его центральное положение – право родителей на выбор форм обучения детей-инвалидов на основании медико-социального заключения: интегрированное, на дому, в стационарном лечебном учреждении. Тем самым перед родителями впервые открывается узаконенная возможность отдать ребенка-инвалида в обычную школу – в специализированный класс или для совместного обучения со здоровыми детьми (по нынешнему закону дети с ограниченными возможностями гарантированно могут получить образование только в специальных учреждениях).

Уже в 2010-2011 учебном году в Москве появится больше 100 школ с инклюзивным образованием (пока их вдвое меньше – 54). Правда, количество обучающихся там детей с ограниченными возможностями не должно превышать 10% от общего количества школьников. А в каждом классе – не более 3 «особых» учеников. Однако специально для них «за счет экономии фонда оплаты труда» вводят 150 ставок педработников--помощников педагога. Вводятся и другие госгарантии специальных условий для детей с ограничениями по здоровью в обычных школах: индивидуальные траектории и программы обучения, включая физвоспитание; предоставление сурдопереводчика для слабослышащих детей; транспортировка для колясочников. При выборе дистантной формы обучения гарантируется право на получение компьютеров и каналов Интернет-связи. А для тех, кто будет учиться в школе – медицинское обслуживание в самом учебном заведении или в ближайшем медицинском.

Защищаются и права семьи, имеющей детей-инвалидов. С 2010 года им предлагается возмещать затраты по самостоятельному обучению ребенка в семье. (Размер выплат будет определен отдельным постановлением правительства Москвы). При этом категория лиц, на которых распространяется закон, расширяется: помимо инвалидов в их число войдут также дети, имеющие постоянные или временные нарушения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания, а также молодые люди старше 18 лет, если они продолжают обучение.

К обсуждению законопроекта в Думе разработчики обещают существенно расширить статьи с гарантиями прав инвалидов на профобразование. И если это произойдет, Москва значительно обойдет остальные регионы страны: федеральный законопроект о правах инвалидов на образование появился в Госдуме в 2004 году, но затем был снять с рассмотрения. Первоначально предполагалось, что московский закон вступит в силу с 1 января 2010 года. Однако из-за финансовых сложностей, связанных с кризисом, его придется вводить в жизнь поэтапно. Начнут, по словам Ларионовой, со статей, не требующих дополнительных бюджетных расходов. Например, с легализации семейного обучения. Или с уже практикующейся доставки инвалидов в школу на спецавтобусах. Более затратные статьи могут вступить в силу с 1 января 2011 года.

Тем не менее серьезным камнем преткновения может стать проблема финансирования интегративной школы с инклюзивным обучением. До сих пор несколько десятков имеющихся школ этого профиля финансировались как обычные. Между тем при массовом приходе детей с ограниченными возможностями они должны снабжаться значительно выше – на уровне коррекционных. В условиях жесткого бюджета-2010 это более чем проблематично, а без того индивидуальной траектории обучения не выстроишь. Другая острая проблема – сложности психологического характера, напомнило Московское правительство дублеров. В том числе – со стороны родителей здоровых детей.