Страшная загадка Заворотнюк и Фриске: как ЭКО связано с опухолью мозга

Мнения онкологов и гинекологов

Состояние «прекрасной няни», актрисы Анастасии Заворотнюк, ухудшилось. В пятницу стало известно, что ее экстренно доставили в Москву из польской клиники, где она проходила лечение. По данным СМИ, в столичной больнице у женщины начался отек мозга.

Мнения онкологов и гинекологов

Родственники хранят молчание. Организатор ее концертов Станислав Христов утверждает, что в ответ на вопрос, правдив ли диагноз, актриса ответила SMS: «Бред! Отстань!»

Все это очень похоже на трагедию Жанны Фриске. Рождение ребенка с помощью ЭКО, резкий уход в тень, странные слухи, их опровержение... Конечно, очень хочется верить, что страсти вокруг Анастасии нагнетают искусственно. Но «МК» обратился к фактам.

А факты таковы. Еще в ночь на 26 июня в дом артистки в коттеджном поселке Крекшино была вызвана бригада «скорой». Женщина жаловалась на сильные головные боли. Причем, по нашей информации, изначально фамилия больной называлась не Заворотнюк, а Потапова, имя — Марина. Как известно, Потапова — концертный директор актрисы. И ее данные взяли, скорее всего, чтобы избежать огласки. Тем более что вызывала «скорую» мама Анастасии.

Головная боль — повод стандартный. Но тогда же был поставлен дополнительный диагноз, который теперь звучит как приговор: злокачественное новообразование головного мозга.

Мы посетили Крекшино, где проживает Анастасия. Поговорили с работницей местного храма, который находится близ территории коттеджного поселка.

— Здесь живут обеспеченные люди, к нам они заглядывают редко, разве что когда у кого-то случается горе, — рассказала женщина. — Я тут мало кого знаю. Разве что Наташу Королеву, Винокура, Лещенко — они к нам на праздники заходят. Больше никого не вижу. Заворотнюк сюда не ходила. О том, что она здесь живет, только недавно узнала. В последнее время сюда часто заглядывает одна женщина, плачет постоянно, но с нами не разговаривает. Может, это мама Насти? Других прихожан я не видела.

Вчера прошла информация, что врачи опасаются делать Анастасии операцию. Но официального подтверждения этим данным нет. Как нет и сведений, в каком медучреждении оказалась Заворотнюк после возвращения из Польши (в качестве варианта назывался НИИ нейрохирургии им. Бурденко, но там эту информацию не подтвердили).

По слухам, о диагнозе близкие актрисы узнали вскоре после появления на свет ее третьего ребенка — дочери Милы. Девочка родилась в октябре прошлого года, по некоторым данным, в результате ЭКО.

Наш вопрос — гинекологу Анне ТРОФИМОВОЙ:

— Могла ли процедура ЭКО спровоцировать опухоль мозга?

— Доказательных данных по этому поводу нет, но процедура стимуляции овуляции несет риски. Дело в том, что в процессе искусственного оплодотворения стимулируются не только яичники. Мы не можем предугадать, на какие клетки еще произойдет воздействие препаратов — будут это только яичники или еще надпочечники, молочные железы… Но в случае получения ударной дозы гормонов всегда задействуется в первую очередь головной мозг. Мозг контролирует работу всех желез, всех клеток. Так что пусковым механизмом являются именно внутренние клетки мозга. Можно сказать, этот орган — в зоне риска.

— Выходит, о безопасности ЭКО не может идти речи?

— То, что процедура абсолютно безопасна, — не доказано.

— Значит, любая женщина, которая соглашается на процедуру, — в зоне риска?

— Все люди индивидуальны. Далеко не каждая подвержена тяжелым последствиям. Хотя ЭКО делают тем, у кого есть изначальные проблемы с гормональным статусом.

— Можно заранее спрогнозировать последствия?

— Никто не может спрогнозировать последствия. «Выстрелить» может где угодно. У кого-то после процедуры может образоваться опухоль молочных желез, у кого-то — рак матки или рак яичников. Практически все женщины, когда соглашаются на ЭКО, — рискуют. Тут уж как повезет.

— Таким образом, люди будут бояться делать ЭКО…

— Перед процедурой необходимо тщательно обследоваться. У нас часто случается: захотела сделать ЭКО — и пошла сделала.

— Если женщина прошла все анализы и оказалась здорова, есть гарантия, что смертельных последствий не будет?

— Долгосрочных прогнозов ни один врач не даст.

— По некоторым данным, актриса проходила лечение в Польше. Как думаете, почему там?

— Странный выбор. В Польше упадок экономики, вряд ли там есть достойные онкологические клиники. Обычно люди предпочитают проходить лечение в Германии, Израиле, Америке, где работают ведущие специалисты в этой области. Могу предположить, что Заворотнюк отправилась в Польшу с целью экономии.

А вот мнение онколога Ильи РОМАНОВА:

Теоретически все женщины перед прохождением процедуры ЭКО должны проходить тщательное обследование, в том числе на наличие возможных онкологических процессов. То есть они должны пройти рентгенографию легких, УЗИ различных органов и пр. Считается, что ЭКО лучше не делать при любых онкологических процессах. По крайней мере, мы своим пациенткам это не рекомендуем. Хотя исследований, доказывающих связь между проведением процедуры экстракорпорального оплодотворения и дальнейшим развитием злокачественных новообразований, нет. Больным, которые перенесли онкологические заболевания, мы не рекомендуем проведение ЭКО на гормональной стимуляции: теоретически она может быть связана с возможным канцерным процессом, хотя это и не доказано.

Анна ПОЗДНЯКОВА, врач гинеколог-репродуктолог сети центров репродукции и генетики:

— Вопрос, предшествует ли ЭКО развитию онкологических заболеваний, активно обсуждается научным сообществом на протяжении долгих лет применения вспомогательных репродуктивных технологий. В мире описаны единичные случаи выявления опухоли головного мозга у женщин, которые родили детей после ЭКО, и нет точных данных, подтверждающих их причинно-следственную связь. На протяжении десятков лет, прошедших с момента внедрения метода экстракорпорального оплодотворения в широкую практику, специалисты тщательно отслеживали любые возможные осложнения, которые могут возникать в результате его применения. Выводы однозначны: ЭКО не провоцирует рак. На этапе подготовки к программе лечения бесплодия с помощью ЭКО всем женщинам проводится комплексное обследование, направленное на выявление ограничений ее проведения, в том числе онкологических заболеваний, которые являются абсолютным противопоказанием. Мы, например, не допускаем проведения гормональной стимуляции женщинам с возможными рисками развития рака. Особое внимание уделяется пациенткам, перенесшим онкозаболевания, их лечение бесплодия возможно проводить только с разрешения онколога.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28075 от 14 сентября 2019

Заголовок в газете: Ужасные дни «Прекрасной няни»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру