Биолог Анча Баранова сравнила штамм коронавируса «Омикрон» с футболистом

Ученые проверяют сыворотку крови вакцинированных на стойкость к «мутанту»

Велика вероятность того, что иммунизированные от прежних вариантов коронавируса люди легче перенесут заражение новым штаммом «Омикрон», зародившимся в Южной Африке. Такой вывод сделал профессор Пол Хантер из Норвичской школы медицины Университета Восточной Англии. Некоторый оптимизм вызвала у него статья-препринт южноафриканских исследователей из Национального института инфекционных заболеваний.

Ученые проверяют сыворотку крови вакцинированных на стойкость к «мутанту»

Ученые этого института проанализировали почти 2,8 миллиона подтвержденных случаев COVID-19 в Южной Африке с марта 2020 года и обнаружили, что 35 670 случаев были повторными инфекциями. При том, что риск повторного заражения от «Омикрона» оказался в 2,4 раза выше, чем во всех предыдущих волнах коронавируса, болезнь в подавляющем большинстве случаев протекает в легкой форме.

Немного раньше о более легких симптомах болезни у зараженных «Омикроном», похожих на простой грипп, сообщал и доктор Унбен Пиллей из ЮАР телеканалу NBC New York. По его словам, большинство пациентов лечились на дому. Те из них, кто ранее был вакцинирован, перенесли новый штамм еще легче.

Несмотря на эти предварительные выводы, ни один инфекционист пока не берется говорить о том, что сулит возможное пришествие «Омикрона» в Европу – и в Россию в частности. Все ждали более предсказуемой мутации штамма «Дельта» или «Дельта+», а появился новый штамм, к которому никто не был готов, с 50 мутациями, 32 из которых коснулись S-белка, который осуществляет связь с клетками организма (для справки, штамм «Дельта» обладал 17-18 мутациями в S-белке по сравнению с уханьским вариантом коронавируса). Безусловно, такое количество мутаций в ключевом белке у «Омикрона» сделает вирус более незаметным для антител у вакцинированных и переболевших COVID-19. 

Считается, что новый штамм развился в организме человека со сниженным иммунитетом.

– Основная проблема, которая привела к появлению нового штамма, – это нерешаемая проблема глобального характера для Африки: высокий уровень иммунодефицита в ее странах, – говорит вирусолог, генетик, заведующий Лабораторией геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. – Только по официальным данным, число людей с ВИЧ там в среднем составляют 30-40%. В некоторых регионах – 60 и 70%; жители отдельных деревушек в ЮАР чуть ли не на 100% инфицированы ВИЧ. Если инфекцию не лечить, она перетекает в СПИД. Такие люди крайне чувствительны в другим инфекциям, и, в частности, к COVID-19. 

Несмотря на это, Волчков считает, что делать какие-то выводы по поводу протекания заболевания в Европе и в Израиле, куда уже успел проникнуть «Омикрон», рановато. Нужно две-три недели, чтобы получить более детальную информацию по индивидуальным зафиксированным там случаям. 

Профессор доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (США) Анча Баранова также подтвердила в интервью «МК», что опираться только на данные вирусологов из ЮАР для оценки развития ближайших событий с коронавирусом нельзя. 

– Непонятно, будет ли работать штамм в европейской популяции. Мы не знаем, может, это не проблема вообще, – говорит Баранова. – Представьте себе футбольное поле, на котором есть три кочки. В принципе матч может пройти успешно, и никто из игроков не споткнется на них. А теперь представьте такое же поле, на котором уже не три, а 500 кочек... Здесь вероятность, что игрок упадет или мяч отскочит, гораздо больше.

Штамм «Омикрон» в нашем случае – футболист, для которого кочками являются все люди, ранее переболевшие другими штаммами коронавируса, не дающие ему продвигаться вперед. В Европе есть «Дельта» в огромном количестве, в Африке ее меньше – может, потому там и «выстрелил» новый штамм. 

– Когда ученые будут знать наверняка о поведении «Омикрона»  в европейских  странах и что они для этого делают?

– Сейчас идет активная работа с целью выяснения, насколько сильно может «просесть» наш иммунитет перед новым штаммом из Африки. Для этого возьмут сыворотки крови людей, привитых разными вакцинами, проверят, как на них воздействовали штаммы «Дельта» и «Омикрон», и потом опубликуют ответ. В США этим сейчас занимается Phizer, в России наверняка – Институт Гамалеи. Сотрудникам последнего, в отличие от американских ученых, уже имеющих в распоряжении живой штамм, надо будет сначала синтезировать «Омикрон».

Анча Баранова считает также, что  нельзя однозначно связывать появление нового штамма только с ВИЧ-инфицированными. 

– Проблема действительно может возникать в том случае, если ВИЧ-инфекцию не лечить, – говорит она. – Человек страдает ВИЧ, но не лечится по ряду причин.  Тогда, при развитии СПИДа, на его фоне могут возникать различные штаммы. 

Но не надо делать СПИД главным врагом. Ситуация с развитием мутантного штамма может возникать и в Европе, при других типах иммуносупрессии (угнетения иммунитета), которая, кстати, часто встречается среди населения. Есть, к примеру, описанные случаи в Бостоне и в России, когда люди со сниженным иммунным статусом были больны COVID-19 месяцев девять или даже год. ПЦР у них был то положительным, то отрицательным. То есть вирус долго не вычищался из организма и длительное время там размножался, что могло приводить к его эволюции, множественным мутациям.

Между тем, по словам главы лаборатории механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов Центра им. Гамалеи Владимира Гущина, людям с выраженным иммунодефицитом надо быть сейчас особо осторожными. Возможно, им может потребоваться дополнительная, третья доза вакцины от коронавируса. «Мы сейчас эту схему продвигаем, для того, чтобы защитить ВИЧ-инфицированных и минимизировать вероятность, что именно ВИЧ-инфицированные станут резервуаром для дальнейшей эволюции», – цитирует специалиста ТАСС.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру