Дефицитные аппараты УЗИ

Почему поликлиники Москвы имеют всего 11 компьютерных томографов?

Почему поликлиники Москвы имеют всего 
11 компьютерных томографов?
После развала СССР дала трещину отечественная фундаментальная наука. А вместе с ней — целый ряд стратегических отраслей, в том числе российский медпром. “ЭВ” попытался выяснить, что нужно сделать для его возрождения?

Передовые ноу-хау

Сначала о необходимости поддержки отечественного медпрома заявил президент Медведев во время послания Федеральному собранию. На днях глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила о планах разработки программы по поддержке медицинской промышленности с 2011 года. Потенциал у нас есть. И есть предприятия, которыми страна может гордиться. Среди них — завод “Электрон” в Петербурге, который на днях посетили члены Комитета по соцполитике и здравоохранению СФ. Каждый четвертый рентгенаппарат в российских госпиталях и клиниках разработан и произведен здесь. Последняя разработка питерских кулибиных произвела фурор на недавней международной выставке медоборудования. “Русской сенсацией” назвали цифровой плоскопанельный детектор для визуализации рентгеновских изображений, аналогов которому сегодня нет не только в России, но и в мире! Его разрешение (50 микрон) позволяет разглядеть органы в три раза четче, чем существующие аналоги, и диагностировать опухоли и патологические процессы в организме на самой начальной стадии. Скорость — до 100 кадров в секунду — также опережает аналоги, способные сегодня максимум на 30 кадров в секунду. А облучение для организма — вдвое ниже, чем от обычного рентгенаппарата. При этом стоимость прибора вдвое ниже менее совершенных аналогов производства западных фирм. На основе этой плоской панели производители планируют наладить выпуск линейки высокотехнологичного диагностического оборудования: маммографов, компьютерных томографов, кардиовизоров и пр.  

Похвастаться предприятие может и другим прорывом в отечественном приборостроении — первым на российском рынке отечественным ангиографическим аппаратом. На таких аппаратах выполняют контрастные исследования сосудов, сложные эндоваскулярные операции. Например, оперировать аневризму сосудов можно без полостной операции, а путем введения стента (катетера) через бедренную артерию — такая операция проводится без общего наркоза и без разрезов. Порядка 90% сердечных больных, нуждающихся в операциях, могут помочь такие эндоваскулярные технологии. Но сегодня они доступны единицам. За год у нас проводят всего около 10 тыс. операций стентирования коронарных артерий. В США — 664 тыс. Итог: показатели смертности от болезней кровообращения в России одни из самых высоких в мире (в 3 раза выше, чем в США и почти в 4 раза, чем в ЕС).  

Теоретически ангиографов в стране должно быть столько, чтобы из любой точки страны доехать до них пациенту можно было не более чем за два часа. А есть они даже далеко не в каждой московской клинике. Во многом — из-за фантастической стоимости оборудования. Российский ангиограф не только в 1,5—2 раза дешевле импортного, но и технически доступен. Его можно подключить в любой ЦРБ. Первый отечественный ангиограф уже работает в Мариинской больнице Санкт-Петербурга. “У иностранных производителей — закрытая программа, и в случае поломки все время приходится обращаться к ним за помощью. Импортные аналоги требуют заключения спецдоговоров на обслуживание, что обходится в копеечку. С нашими производителями работать куда проще”, — говорит замглавврача по лечебной части Мариинки Лариса Щеглова.

Надежда на госзаказ

Сегодня парк оборудования российских клиник изношен или морально устарел на 70%. Многие приборы выработали свой ресурс уже несколько раз и эксплуатируются по 15—20 лет, что для Запада просто нонсенс. Катастрофически не хватает аппаратов УЗИ, в большом дефиците маммографы, а уж о таких высокотехнологичных системах, как компьютерные или магнитно-резонансные томографы, и говорить не приходится. Даже в передовой Москве на все поликлиники приходится всего 11 компьютерных томографов. Беда и в том, что современное оборудование очень быстро устаревает: его нужно регулярно ремонтировать, а лучше — заменять новыми моделями. "Мединдустрия у нас сегодня в глубоком кризисе — и в науке, и в промышленности, и в законодательстве, — говорит зампред комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. — Бизнес в эту сферу медицины пока не идет — нет крупных госзаказов. В большинстве стран на исследования в области науки о человеке тратится более 30% от всего бюджета науки, у нас же — только 1,5%". По экспертным оценкам, объем рынка медицинского оборудования в РФ по итогам 2009 года составил порядка 90 млрд. руб. Из них лишь 21 млрд. приходится на долю отечественной продукции.  

"Еще недавно говорили, что отечественного медпрома нет. Сейчас ситуация стала меняться, и потенциал у нас есть, — считает президент Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности Юрий Калинин. — Три года назад у нас было всего 1,5 тыс. предприятий, производящих медоборудование, сегодня их уже 4 тыс. Российский производитель может занять до 60% объемов рынка". Если с рентгеноборудованием ситуация более или менее сносная (что обусловлено исторически: в 90-е годы, когда государство развернуло активную борьбу с туберкулезом, предприятия выжили и получили возможность расти), то, к примеру, с рынком УЗИ-аппаратов все печально — россияне обеспечивают потребность в них лишь на 1%, все остальное закупается за рубежом. В сегменте компьютерных и магнитно-резонансных томографов и ангиографов доля отечественных производителей близка к нулю.  

— В нашей стране в течение последних 20 лет не меньше пяти раз пытались создать собственный магнитно-резонансный томограф. В итоге сегодня их производят лишь два предприятия в Москве — и это далеко не лучшие образцы. Но при господдержке наши производители могут делать технику не хуже иностранцев, — считает главный внештатный специалист по лучевой диагностике Минздравсоцразвития России Игорь Тюрин.  

Пока из мер господдержки, и то доступных далеко не для каждого, можно выделить лишь госзаказы. “Мы вкладываем собственные средства в исследования потребностей практического здравоохранения, научные разработки, — говорит Александр Элинсон, директор по развитию завода. — Мощным стимулом развития для национальных производителей является госзаказ. Мы убедились в этом на примере нацпроекта “Здоровье”, в рамках которого поставили более 700 систем для флюорографии по стране”.

Амбициозные планы

В марте должна быть разработана основа федеральной целевой программы развития медпрома до 2020 года. Потребуется серьезная работа с законодательством — новые медтехнологии попали в правовой вакуум, а сферу мединдустрии затрагивают около 40 федеральных законов. А нужен один, максимум — два, но конкретных. Работа в этом направлении уже кипит. Техрегламент о безопасности изделий медицинского назначения внесен в ГД, а над законопроектом об обороте изделий медназначения трудится рабочая группа ГД. Планируется создать кластеры медпрома в особых экономических зонах.  

Члены Комитета СФ по соцполитике и здравоохранению рекомендовали правительству разработать программу стимулирования использования лечебными учреждениями IT. В частности, за использование “цифры” предлагается установить повышенное страховое возмещение; ввести дополнительные преференции для медперсонала, работающего с IT, и льготное кредитование клиник, приобретающих отечественное инновационное оборудование; лицензировать больницы и поликлиники в зависимости от уровня используемого оборудования. Для производителей IT предлагается даже ввести 5—10-летние налоговые каникулы.  

— Последние 15 лет мы, врачи, считали главной проблемой нашего здравоохранения отсутствие хорошего оборудования, — рассказывает Игорь Тюрин. — Сейчас количество поставляемой техники превышает все наши самые смелые мечты. Но оказалось все не так просто. Прибор поставили — а врачи не готовы, специалистов нет, в самом учреждении нет условий для установки IT. Наша система подготовки медицинских кадров никуда не годится и не соответствует мировым стандартам. К тому же нет реальных критериев оценки эффективности IT. Улучшится ли, к примеру, ситуация со смертностью от рака молочной железы после повсеместного введения маммографов?..  

На эти и многие другие вопросы ответы придется искать в ближайшее время.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру