Как нам прожить без Блатта?

Роман Скворцов, комментатор канала «Россия-2», — специально для «МК»

Роман Скворцов, комментатор канала «Россия-2», — специально для «МК»

Как Йоссариан капеллана в «Поправке-22», я полюбил Дэвида Блатта мгновенно. С первого взгляда и до последнего вздоха.

Когда-то давно, в прошлой жизни, мы делали программу «Баскетбол России» и очень просили коллег на местах не присылать нам банальных выдержек с послематчевых пресс-конференций. И однажды наши питерские друзья, идя навстречу нашим пожеланиям по альтернативному поребрику своих представлений о прекрасном, прислали получасовую запись этого обычно нудного мероприятия без купюр. Моя благодарность не знала границ… и не знает их сейчас. Именно тогда я впервые увидел Дэвида Блатта. Пресс-конференцию он начал с лукавого «добрый вечер!» с интонациями тогдашнего и нынешнего президента страны.

В том не самом важном матче (даже название турнира в памяти не сохранилось) невысокий разыгрывающий питерского «Динамо» Эд Кота сделал шесть подборов в нападении. «Как ему это удалось?» — заинтересовалась почтеннейшая публика. Большинству из нас, чтобы ответить на этот вопрос даже любимому ребенку, хватило бы трех неразвернутых предложений. Дэвид отвечал на него около пяти минут.

«Я мог бы сказать, что Эд хорошо знает физику и то, что угол падения равен углу отражения, — вещал Блатт под аккомпанемент переводчика, — но это немного не мой профиль. В университете я в основном изучал литературу. Множество произведений повествует нам о том, как многого могут добиться люди с большим сердцем. У Эда Коты оно как раз такое…» Переводчик давно потерял нить повествования, повисла неловкая пауза. «О, я понял — похоже, вы как раз изучали физику!» — заполнил ее Дэвид, вызвав взрыв смеха в зале.

Несмотря на то что невское «Динамо» Блатта парадом прошлось по Евролиге-ФИБА, одержав ошеломляющие 20 побед в 20 матчах, новость о назначении Дэвида главным тренером сборной России не заставила пуститься баскетбольную общественность в пляс. Тем более что вскоре последовало поражение от «могучей» Бельгии в отборе к Евробаскету. После этого в команде появился Джон Роберт Холден, и она стала учиться играть сердцем.

Дальше вы всё знаете. Американцу с израильским паспортом непостижимым образом удалось создать абсолютно русскую по духу команду, которая не могла жить без приключений, как без пряников. «Пришел, увидел, победил» — это не про нашу сборную шести последних лет. После каждого матча, из тех, что посчастливилось за это время комментировать, я чувствовал себя человеком, в одиночку затащившим холодильник на 16-й этаж без лифта. И всегда очень завидовал Дэвиду, который, несмотря на тягу к изящной словесности, мог себе позволить описать происходящее на площадке в три коротких слова. А иногда даже и в одно, если речь шла о полном провале, — но это не было слово «фиаско». Блатт умудрялся всегда держать команду в тонусе, благодаря чему и превращалась она в концовках матчей в неуязвимого монстра.

Я не припомню, чтобы судейство, даже самое неблагоприятное, выбивало нашу сборную из колеи. Блатт удивительно тонко чувствовал момент, когда нужно было вызвать огонь на себя, пусть даже и ценой технического замечания. Игроки, понимая, что за них есть кому заступиться, вообще переставали обращать внимание на людей со свистком и, прислушиваясь к стуку наших сердец по ту сторону экрана, шли совершать очередное чудо.

Эту команду нельзя было не любить — хотя бы за то, что временами позволяла нам мечтать, казалось бы, о невозможном. Блатт показал нам путь и отправился навстречу новым вызовам, дальше мы пойдем без него. Пока, Дэвид, и спасибо за сердце!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру