Марина Анисина: все сама!

Олимпийские чемпионы-2002 в танцах на льду приступили к тренировкам ради Сочи

05.07.2013 в 20:49, просмотров: 7114

…Такое случается — чемпионы возвращаются. И почему-то не думают о том, что прошло уже 12 лет, две Олимпиады уже вошли в историю, почти три олимпийских цикла установили новые порядки и родили новые тенденции. Вернее, нет, думают, только придают этим цифрам и тенденциям значительно меньше внимания, чем мы, люди со стороны. Так уверены в себе? И так невысоко оценивают сегодняшних соперников?

Марина Анисина: все сама!
фото: РИА Новости

Двенадцать лет — многовато, нам кажется, будет для отсутствия на большом льду. А они, Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, все это время выступали в шоу, поддерживали форму. Двое детей Марины — конечно, серьезный отход от представления о чемпионах-фигуристах, но совсем не приговор. Смущает возраст? 37 лет Марине и 41 год Гвендалю. Но блистательные Торвилл—Дин, вернувшиеся ради Игр в Лиллехаммере-94 и завоевавшие там бронзовые награды, были примерно в тех же возрастных рамках: Джейн — 37, Кристофер — 39. Правда, отсутствовали они на официальных любительских стартах 10 лет, а не 12, как Анисина—Пейзера. Но плюс или минус пара лет в такой ситуации, наверное, уже не принципиально.

Марина говорит, что не они с Гвендалем придумали эту историю возвращения, а им поступило предложение от французской федерации фигурного катания и министерства спорта Франции — об участии в Олимпиаде-2014.

Но сами ли напросились, федерация ли заметалась в поисках разрешения удачного выступления на Играх в Сочи — не суть. Федерация фигурного катания Франции, возвращая олимпийских чемпионов в любительское «рубилово», а в олимпийский год страсти, естественно, накаляются, абсолютно ничем не рискует. Первая пара страны, двукратные чемпионы Европы Натали Пешала и Фабьен Бурза неудачно выступили на прошлом чемпионате мира и тут же от Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго метнулись к Игорю Шпильбанду. Свой уход к новому тренеру призеры чемпионата мира объяснили тем, что находятся в поисках дополнительного импульса в преддверии олимпийского сезона.

Но вот найдут ли? Шпильбанд, конечно, гигант мысли и мастерства, но всякое может случиться. Есть у Франции еще дуэт Пернель Каррон и Ллойд Джонс. Ну, есть и есть.

Так что привлечение в ряды французской сборной такой боевой единицы, как олимпийские чемпионы, придумка вполне оправданная. Не будут конкурентоспособны, так все равно заставят о себе говорить.

Представляю, как взорвется зал и позволят себе улыбки судьи, когда Марина поднимет Гвендаля в поддержке...

Креатив — ключевое слово в их возвращении. Анисина утверждает, что современным танцорам не хватает именно этого — поиска, умения пойти своим путем и сказать нечто, что может действительно войти в историю.

Интересно, что она почти слово в слово повторяет то, что не так давно говорили Джейн Торвилл — Кристофер Дин. Тезисно это будет выглядеть примерно так: у фигуристов теперь больше скорости и мощи, но что касается креативности программ, их новаторства — все отошло на второй план. Большое количество обязательных элементов не позволяет творить, никто не может выделиться. Есть опорные точки для выставления оценок, арбитрам проще судить, но набор обязательных элементов стирает оригинальность и не оставляет времени для проявления эмоций.

…Наверное, они правы, потому что искусство конька — их конек. Но поскольку фраза «я в танцах ничего не понимаю» становится приличной нынче даже в устах известных тренеров, то позволю сказать: а мне почему-то кажется, что нынешние лидеры мирового фигурного катания и креативны, и эмоциональны. Может быть, лидеров этих не так много, так на то на пьедестале только три места и есть.

* * *

Интрига — даже если она потом и не оправдывает ожиданий, бывает значительно интереснее события. Фигурное катание ими славится, и тут Анисина—Пейзера поддержали славные традиции. Пока хотя бы на словах. Но и слова уже породили разговоры и споры, от резких до шутливых. Основной посыл отрицания — что в новых правилах французам делать нечего.

Сама Марина считает так: «Под новую систему судейства можно и медведя научить кататься. Вы знаете, как медведей в цирке учат? Показывают одно и то же, а медведь повторяет».

Это сравнение напомнило состоявшийся пару лет назад разговор с олимпийским чемпионом Алексеем Ягудиным: «В спорте ты — как в зоопарке: тебя накормили, отдрессировали, и ты пошел выступать. Все предсказуемо. Единственное, что непредсказуемо, — выиграл или проиграл».

Когда при случае я передала эти слова Татьяне Тарасовой, она ухмыльнулась: «Слушайте его больше, выпендрился. Ну почему зоопарк? Если тебя просто отдрессировали — люди не встанут на трибунах. Двадцать тысяч поднять в одном порыве очень сложно. Поднять можно только высоким — своей душой. Это очень тонкая грань: когда ты недодал — зал не встанет, когда ты творец… Лешка врет! Надо же, так сказать. Ну, если зоопарк — то, конечно, хорошие дрессировщики! Если олимпийский чемпион так считает, то, значит, сверххорошие дрессировщики ему попались».

Такой дрессировщицей сама для себя (не умаляя достоинств и талантов ее тренеров) всегда была Марина Анисина.

— Самое главное — мое желание. Когда я что-то решала для себя и шла к этой главной цели — у меня всегда получалось, — рассказывала спортсменка «МК» после олимпийской победы. — И трудностей я не боюсь — потому что они будут везде. А то, что я прошла в спорте, только поможет — меня испугать сложно. У меня умный и рассудительный, работоспособный партнер — мы очень удачно друг друга всегда дополняли. Я принимаю решение сразу, сегодня, сейчас — все. Он же — «подожди, я должен подумать». Но ссор сильных не было, в фигурном катании ведь разное бывает — и до драк доходит. Ну встанет он в позу, и что — из-за этого пропускать тренировки? Я всегда помнила, что иду к цели.

…А что? Один маленький плюсик для россиян в возвращении Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера просматривается: может, хоть частично прикроют бесконечно эксплуатируемую тему возвращения Евгения Плющенко.

Нет, Плющенко для нас — без иронии — тема номер 1. И француженка русского происхождения, хоть и с богатой советской родословной (папа — прославленный хоккеист, мама — фигуристка), ему не замена. Но, может, хоть чуть-чуть потянет одеяло (вернется — нет, получится — нет?) на себя. Информационные страсти по каждому шагу и даже предполагаемым мыслям о шаге изматывают, думаю, не только героя, но и зрителя, которого в какой-то момент все это начинает раздражать.

Про гипотетический минус лишения россиян пьедестальной медали — два места в танцах все дружно отдают канадцам и американцам, а еще одно мы сами облюбовали, — говорить на данном этапе начальных тренировок без необходимых рейтинговых очков для допуска к серьезным стартам просто нелепо.