Как советский мастер выдал секреты атомного реактора

Шахматисты шутят

Продолжаем нашу рубрику «Шахматисты шутят». Как мы уже не раз говорили, почти все шахматисты отличаются немалым чувством юмора, любят пошутить, улыбаются даже в трудной ситуации. С ними постоянно случаются разные веселые истории. Судите сами… 

Шахматисты шутят
Карпов танцует на юбилее Полугаевского (сам юбиляр сидит)

Квартирный вопрос

Лев Полугаевский всегда отличался осторожностью: за доской сто раз проверял варианты прежде, чем сделать ход. А вот в жизни такая неуверенность однажды подвела его. В шестидесятые годы он играл за «Буревестник», но студенческое общество не в состоянии было решить его квартирный вопрос (Лева приехал в Москву из Куйбышева). И тут один генерал-майор, командующий войсками ПВО и большой поклонник шахмат, предложил гроссмейстеру перейти в ЦСКА, пообещав квартиру. После долгой и приятной беседы с генералом, уже выходя из кабинета, Полугаевский в последний момент не выдержал и решил перестраховаться:

- А какие все-таки гарантии того, что я получу квартиру? – спросил он.

- Что?? - побагровел командующий, который подобные вопросы решал за три минуты. - Чтобы ноги вашей здесь больше не было! - заорал он на гроссмейстера.

Так будущий претендент лишился армейского жилья. И только через десять лет общество «Локомотив» предоставило его семье подходящую квартиру.

Новогодний сюрприз

Во время турнира Полугаевский настолько погружался в шахматы, что забывал обо всем на свете. Иногда доходило до смешного. Когда у него родилась дочь Катя, жена Ира вместе с ней временно перебралась к своим родителям. Звонит как-то Лева, разговаривает о том о сем и вдруг спрашивает: «А кто это у вас там плачет?». В самом деле, гроссмейстер чуть-чуть подзабыл, что недавно стал отцом…

Катя появилась на свет 28 декабря, и однажды накануне ее очередного дня рождения Ира поручила Леве достать елку. Он обратился к своему знакомому, а через несколько дней жена начала волноваться, почему елку не привозят. Тогда Лева позвонил снова. «Левушка! – удивился его приятель, - но ты же предупредил, что елка нужна к Новому году». - «Ради Бога извини, - сказал Полугаевский, - но жена только сегодня сообщила, что наша дочка родилась 28-го, раньше никогда мне этого не говорила…»

Пиджачная месть

В 1980 году в четвертьфинальном матче претендентов в Алма-Ате Лев Полугаевский обыграл Михаила Таля и в полуфинале в Буэнос-Айресе сразился с Виктором Корчным. Перед последней, 12-й партией Полугаевский уступал очко, но к ней подготовил сногсшибательную новинку. Возникла головокружительная позиция, и тут Полугаевский неожиданно снял пиджак! А тогда была популярна песня Высоцкого, в которой лирический герой рассказывал, как боролся с Фишером. Угрожая американскому чемпиону, он «даже снял для верности пиджак!» и в результате заставил Бобби согласиться на ничью. Так Корчной и понял жест Полугаевского - как знак его превосходства. В итоге Корчной проиграл, и счет сравнялся. Предстояли две дополнительные встречи - до первой победы...

Одновременно с этим поединком в Европе игрался еще один полуфинальный матч Хюбнер - Портиш, партии которого публиковались в аргентинской прессе. По привычке просматривая газеты, Корчной натолкнулся на интересную заготовку Портиша, в результате которой Хюбнеру с трудом удалось спастись. И вот в решающей, 14-й партии Корчной воспользовался «подсказкой» Портиша. А Полугаевский, не имевший привычки заглядывать в газеты во время соревнований, не знал о новинке и не сумел найти за доской противоядие. За полчаса до конца уже в выигранном положении Корчной демонстративно снял пиджак. Публика неистовствовала - она по достоинству оценила этот жест. Корчной выиграл партию, а с ней и матч.

Утешение

Полугаевский сильно переживал поражение от Корчного в полуфинальном матче претендентов в Буэнос-Айресе. Его утешил Александр Рошаль:

- Лева, но ведь если бы ты выиграл, мог бы выйти на Карпова (в случае победы в финальном матче у Хюбнера – Е.Г.) и стал бы его врагом №1, а теперь ты – его друг №1! – Только после этого гроссмейстер немного успокоился.

Не нашли общего языка

В Оттаве в середине прошлого века состоялась показательная партия между проживающем в Канаде российским эмигрантом Федором Богатырчуком и Артуро Помаром, испанским вундеркиндом, учеником Алехина, будущим гроссмейстером. Находясь в канадском турне, перед партией Помара познакомили с Богатырчуком, и хотя на двоих они владели десятком языков, общего, как ни странно, найти не смогли. Их разговор протекал примерно так:

Помар: «Вы говорите по-испански?».

Богатырчук (покачав головой): «Сожалею. Может быть, подойдет английский, немецкий?».

Помар. «Очень жаль. А как насчет французского?».

Богатырчук: «Увы. Тогда русский?».

Помар: «Увы. Но предлагаю итальянский».

Богатырчук: «Обидно, нет. А вдруг украинский?...».

Помар. «Пока не знаком».

Богатырчук: «Не повезло!»

Так замечательные игроки и не нашли общего языка. Разумеется, кроме шахматного…

Подводная лодка

Мастер Яков Эстрин был очень пробивным человеком. В советские временя, когда за границу мало кто выезжал, он даже умудрился постоянно выпускать свои книги в одном немецком издательстве. Регулярно получал письма и посылки из-за рубежа, что тогда никак не приветствовалось. Однажды, когда в журнале «Шахматы в СССР» собралось много посетителей, Эстрин торжественно вынул из папки заграничный конверт.

– Кто тут может перевести с английского? – спросил он, как бы подчеркивая свою значительность.

- Уважаемый господин Эстрин, – «переводил» на ходу ответственный секретарь редакции Яков Нейштадт, не знакомый с английским. – Спасибо Вам за чертеж подводной лодки, который вы нам любезно прислали. Выплату произведем одновременно с гонораром за вашу дебютную монографию «Защита двух коней». Теперь ждем обещанный вами проект нового советского атомного реактора…

За время чтения письма посетителей журнала заметно поубавилось, оставшиеся ели сдерживали улыбку, а Эстрин откинулся в кресле и одно за другим принимал сердечные лекарства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру