Многолетний тренер сборной России Бородюк раскрыл секреты Адвоката и Хиддинка

А также рассказал, почему Дешам победил со сборной Франции

Александр Бородюк — человек в футболе легендарный. И как игрок — дважды лучший бомбардир чемпионата Советского Союза, олимпийский чемпион, звезда немецкого клуба «Шальке» и других команд бундеслиги. И как тренер — он помогал работать со сборной России и Валерию Газзаеву, и Юрию Семину, и Георгию Ярцеву, и Гусу Хиддинку, и Дику Адвокату... Ему всегда есть что рассказать читателям «МК», что Александр Генрихович и сделал в ходе онлайн-конференции на нашем сайте, посвященной недавнему старту чемпионата России по футболу. А затем уже ответил на вопросы журналистов отдела спорта.

А также рассказал, почему Дешам победил со сборной Франции

— Какой национальный чемпионат для вас интереснее как для зрителя?

— Зрелищностью, естественно, привлекает Испания, борьбой — немецкая бундеслига. Как раз недавно ездил в «Шальке» и общался с Андреасом Мёллером, звездой немецкого футбола 90-х. Смотрели матч, и он начал возмущаться: «Что это за темп? Как они двигаются?» А я сидел, молчал и думал: «Ничего себе, парни носятся туда-сюда, а для него это не темп». Посмотрел бы он другие чемпионаты — какие там скорости...

— Когда Гус Хиддинк приехал в Россию, сказал: «Медленно вы играете...» С тех времен что-нибудь изменилось?

— Конечно, наш чемпионат становится лучше. Многое связано с инфраструктурой: новыми комфортными стадионами, качественными полями. Но искусственных полей не избежать, все-таки нужно учитывать наш климат. Хотя в Англии, например, такие технологии, что они объединили естественный газон с искусственным.

Скорость же если и изменилась, то чуть-чуть. Конечно, все познается в сравнении с топ-первенствами. Хотя наши лидеры, играя между собой, показывают отличную игру. Но другие отстают. В той же бундеслиге, встречаясь с 13-й командой таблицы, ты уже сталкиваешься с проблемами. Она борется, сама бежит вперед!

— Но есть ведь скорость физическая, а есть скорость мышления.

— Физиологический темп — качество природное. Можно сколько угодно упражняться, но предела не достичь. Скорость же мышления оттачивают в детстве. Поэтому многое зависит от школ. Я обратил внимание на тенденцию работы с детьми в «Шальке». Там все упражнения — один в один. Такая техника позволяет улучшать индивидуальное мастерство: ты учишься отбирать, обыгрывать, забивать.

— А у нас?

— Я думаю, и у нас сейчас многое поменялось. В Москве, Санкт-Петербурге и больших городах в целом база-то создана, тренировочный процесс на новом уровне. Но основной вклад в кадры в СССР давала периферия. У нас в воронежском интернате было по две тренировки в день. В 7 утра автобус забирал всех по очереди из дома, нас 26 человек было. В 8 утра начиналась первая тренировка. В нашем распоряжении, если вдруг дома не успели покушать, был чай, напитки разные, легкий завтрак. Занятия длились до 9.30. Потом — завтрак и учеба до 14.00. Потом обед, отдых до 16.00, многие уроки делали. И с 16.00 — вторая двухчасовая тренировка. Я не могу сказать, что так везде, но у нас была именно такая схема. Если бы сейчас по одному такому интернату на регион — отдача точно будет. А так ведь основная масса игровиков со двора выходит, а не из тех, кто с 7 лет в спортшколе.

— Да и доказательства тому есть. Игроки сборной России из Сибири, с Урала: Кудряшов, Головин, Шатов...

— Да. Потому что таланты выходят со двора, чувствуя голод к игре. В Москве с комфортными условиями может ничего и не получиться.

— Как в Бразилии: из фавел — на поле, из богатого дома — в гоночный болид.

— Совершенно верно. В Бразилии вообще отлично выстроена система привлечения талантливой молодежи в профессиональный футбол.

«Привлечение в сборную России Андрея Лексакова — профессиональный шаг»

— Вы сказали, что недавно ездили в Гельзенкирхен, в гости к «Шальке»... По какому поводу?

— В клубе есть отличная добрая традиция — на последний матч сезона приглашать своих легенд, которые внесли большой вклад в развитие клуба.

В этот раз было 50 человек. Приглашали лучших футболистов столетия. Были Штефан Фройнд (чемпион Европы-1996. — «МК»), Йенс Леманн (серебряный призер чемпионата мира-2002. — «МК»), приехали и Хельмут Кремерс (чемпион мира-1974. — «МК»), который инициировал мой переход в немецкий клуб, и Клаус Фишер (серебряный призер чемпионата мира-1982. — «МК»). Мне, безусловно, было приятно там оказаться.

Тем более уже несколько лет не получалось заехать. Я и в этот раз в шутку сказал: «Хватит уже приглашать, подарите хоть «Мерседес». Уеду домой на машине. Или от спонсора дайте что-нибудь, кусочек трубы, например…» В общем, посмеялись.

Замечательно, что они помнят тех, кто играл раньше. В то же время очень важно развитие академии в немецком клубе: в Гельзенкирхене воспитали уже четырех чемпионов мира (Нойера, Хёведеса, Дракслера и Озила). Есть еще Лерой Сане…

— Люди на улицах узнавали?

— Да, приятно было. Мы с сыном приехали на машине и, припарковав ее, хотели пойти пешком. Но нам сказали: «Нет-нет, вот специальный автобус», — и подвезли к VIP-входу. Я улыбнулся: «Как папу римского Франциска везут».

На стадионе, конечно, узнавали. Но они почему-то до сих пор не называют Сашей. Постоянно кричат: «Горби». Даже обидно. Еще когда играл, говорил, что я не Михаил Горбачев, просил звать Александром. Но прозвище уже прицепилось, и никуда от него не деться.

— На встрече наверняка обсуждали решение назначить на пост главного тренера «Шальке» такого молодого специалиста, как Доменико Тедеско, которому едва за 30...

— В любой сфере деятельности критерий один — результат. Если клуб попал в Лигу чемпионов, значит, тренер хорошо поработал. Последние десять лет команда боролась, была в пятерке, а тут — второе место в чемпионате. Хотя, если учитывать тот факт, что при голландском специалисте Хубе Стевенсе брали Кубок УЕФА, — это не предел.

И все же прогресс говорит о четком менеджменте. Президент клуба расставил рядом футбольных людей: в совет по стратегии развития входят те же Фишер, Олаф Тон (чемпион мира-1990. — «МК») и другие советники-профессионалы.

— Так ведь должно быть везде.

— Безусловно. В это раз обратил внимание на инфраструктуру «Шальке»: восемь шикарных полей, медицинские центры, академия. Рядом отель и комплекс бассейнов — все только для футбола.

— На работу не звали?

— Ну что вы! У них и среди немцев легенд достаточно.

— Нагельсманн в «Хоффенхайме», Тедеско в «Шальке-04»... Можно говорить о тенденции в немецком футболе доверять молодым тренерам, которые сами-то не были заметными игроками?

— На мой взгляд, тренер все же должен пройти путь профессионального футболиста. Зидан, Дешам — бывшие игроки, которым ведомы все нюансы.

Многое, конечно, зависит от руководства клуба. Кому-то нужен лояльный тренер, способный постоянно прислушиваться к менеджерам, кому-то — тренер с именем. Да, обучаясь футболу по учебникам, можно успешно работать, но предпочтение, на мой взгляд, должно быть за практиками.

— То есть те молодые специалисты — исключение?

— Думаю, да.

— Сейчас ведь во многом главный тренер — психолог, а его помощник по физподготовке — ученый?

— Два специалиста, главный и по физподготовке, все же спортсмены, которые знают, как сами выдерживают нагрузки. Ученый, скорее, — это тренер-аналитик. Он может преподнести план, не играя до того сам. Например, у Клинсманна был помощник из американского футбола. Немецкий специалист многое перенял оттуда.

Сейчас вообще популярны компьютерные системы. В «Шальке» снимают каждую тренировку, после которой аналитик дает рекомендации главному тренеру.

— Примерно то, что делал во время чемпионата мира Андрей Лексаков, когда по наушнику консультировал Мирослава Ромащенко, помощника Черчесова...

— Против Саудовской Аравии и Египта могли и без всякой науки сыграть. Не тот уровень соперника. А вот уже анализ против сборных Уругвая, Испании нужно было делать, потому что соперник показывал иной футбол и иные скорости. Когда играл в Германии, после крупных побед над слабыми командами слышал от тренера только одно: «забудьте». Никаких разборов быть не могло. А вот когда встречались с сильной командой, начинались аналитика, поиск ошибок и недочетов. Вот и приглашение в сборную Андрея Лексакова — абсолютно правильный профессиональный шаг, он общепризнанный авторитет в своем деле.

«Видимо, руководство «Реала» стало навязывать Зидану свои приоритеты»

— Продолжаете общаться с Гусом Хиддинком и Диком Адвокатом?

— Безусловно. Пожалуй, это два единственных тренера, которые говорят о России только положительно. Они говорят, что здесь потрясающие люди, высказываются с неподдельным уважением. Как говорится, оказались в нужное время в нужном месте, это два классных тренера, что они и доказали, работая в России: Дик «Зениту» очень помог, Гус со сборной успеха добился.

— Возвращаться не собираются?

— Вряд ли. Люди немолодые. Как говорил сэр Алекс Фергюсон, после 70 надо заканчивать. Хотя исключений много, все индивидуально.

— Каков секрет тренерского успеха?

— Нужно быть внутри команды. Способ у каждого свой. Я не знаю, какие наработки у Станислава Черчесова, но команда выступила выше всяких похвал. Хотя с пиаром, на мой взгляд, переборщили. Политики, шоумены, ТВ… У нас через месяц Лига наций! Французы, я знаю, три дня побыли чемпионами мира. И все — за работу! А мы по-прежнему в облаках, хотя и национальный чемпионат уже стартовал. Да, выступили достойно. Интересно. Но излишний шум вокруг любого успеха во вред. Надо понимать, когда нужно остановиться. Все высказались уже. А то еще 10 лет будем жить в состоянии эйфории.

— Кстати, десятилетие назад, в 2008 году, мы не припомним таких эмоций.

— Я очевидец. Мы приехали, нас поздравили — и все. Один день этому посвятили, и хватит. Просто футболисты начинают сами верить, что они чуть ли не чемпионы мира. Надо понимать, что в ЧМ-2018 они не прошли отборочный цикл. А сейчас им предстоит турнир очень тяжелый, с жеребьевкой не из первой корзины, два соперника будут сильных, отборочные матчи на выезде и дома, не говоря о Лиге наций, где нам выпали Швеция и Турция. Но я желаю только успеха нашей сборной!

— Есть ли хорошие предложения у вас сейчас?

— Что-то было. Но соглашусь с коллегами: пошла тенденция приглашать более «удобных» тренеров. У людей есть свои принципы. В футболе их два — на футбольном поле и в раздевалке. Но кому-то не нравится ваш личный взгляд. А переломить себя, стать «лояльным», это ты потом себя уважать перестанешь. Есть у меня определенные переговоры. Но я хочу, чтобы распределение функций было четким. Руководство занимается развитием, тренер — спортивной составляющей. В общем, есть два пути. Либо ты остаешься собой, что, к счастью, удается многим нашим тренерам, либо становишься марионеткой.

— В связи с этим не поторопился ли Сергей Семак, приняв предложение «Зенита»?

— Конечно, он сделал правильно. Кто от такого предложения откажется? Есть примеры прихода молодых тренеров. Но если мы ездим на курсы, то почему руководство не посещает их тоже? Менеджмент должен расти, получать дипломы. И должно быть взаимодействие. Великий игрок и ныне тренер Зинедин Зидан выиграл три подряд Лиги чемпионов уже как тренер «Реала». Но что-то там случилось. Видимо, руководство стало навязывать свои приоритеты, Зидан это увидел и сказал: «Спасибо, теперь без меня». Или обратный пример: Дидье Дешам, который не взял Карима Бензема. На свой страх и риск. Но Федерация футбола Франции ему полностью доверилась. И вот результат — он привел сборную Франции к победе на чемпионате мира.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27753 от 10 августа 2018

Заголовок в газете: Александр Бородюк: «Учите футбол не по учебникам»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру