Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
На Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи мы стали первыми зрителями музыкально-поэтического действа на полтора часа без антракта под названием «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским в главной и единственной роли, если б не симбиоз с Юрием Башметом и его камерным ансамблем «Солисты Москвы», исполняющим фрагменты произведений Иоганнеса Брамса и Густава Малера. Разумеется, оркестр стал самостоятельной артистической единицей в непростых исканиях «маленького мальчика с золотыми волосами».
За время нахождения на территории этого археологического оазиса поздней античности боевики с особым смаком разрушили целый реестр памятников мирового наследия — крепость Фахраддина, Триумфальную арку с колоннадой, святилище верховного бога Бэла, храм ханаанского божества Баалшамина и много еще чего. Понятно, что до окончания войны далеко, но когда-нибудь она закончится, и зайдет речь о реставрации поверженной Пальмиры.
Легендарная ленкомовская «Юнона» и «Авось» заставила дважды заговорить о себе на этой неделе. Во-первых, ее грандиозно встретили в Германии (спектакль с аншлагами провезли по трем городам), во-вторых, ею же начнется презентация театра на Большом культурном форуме в Манеже, который открывается в пятницу. Жаль одно. Новейшая история пока не дает нам ни театров, подобных «Ленкому», ни режиссеров, подобных Захарову.
...В Манеже стартует Московский культурный форум, но не надо в этих громких словах бояться какого-то официоза, скукотищи и чего-то номенклатурно-банального. Форум (читай: выставка-ярмарка всех культур-мультур учреждений столицы) в данном случае — это синоним праздника.
Более 10 часов в театре «Школа современной пьесы» продолжалась конкурсная программа лаборатории «Класс молодой режиссуры» и драматургического конкурса «Действующие лица» (который «МК» уже анонсировал). 11 режиссерских заявок на основе 10 современных пьес были показаны на разных площадках театра. И вот победители названы.
...Итак, «Ленком» с легендарной «Юноной» отправился в непростое турне по Германии (Дюссельдорф — Ганновер — Франкфурт), и первый же город подарил такую бездну оваций, что корифеи были вынуждены вспомнить знаменитые французские гастроли 1983 года, организованные Пьером Карденом.
Казалось бы, какое еще слово в египтологии может быть сказано относительно гробницы Тутанхамона, обнаруженной и дотошно исследованной Говардом Картером в 1922 году? Но, оказывается, благодаря современным технологиям, чудеса еще случаются, о чем в четверг всему миру поведал министр по делам древностей Египта Мамдух ад-Дамати. А нам эту историю профессионально комментирует египтолог Виктор СОЛКИН.
...Вот только из типографии принесли книгу Марка Захарова «Ленком — мой дом: режиссерское резюме», держу ее в руках. И такая винтажная трогательная вклеечка внутри, будто написанная от руки — «посвящается дочери Александре». Вообще, что есть Марк Захаров, если не брать во внимание заслуги и регалии? Захаров — это люди, настолько яркие, сочные, что это тут же возбуждает желание — думать о театре, бежать в театр, ведь Ленком долгие-предолгие годы был и остается спасительным кругом...
Во вторник ФСБ задержала ряд высокопоставленных сотрудников Минкульта: заместителя Мединского Григория Пирумова, главу департамента управления имуществом Бориса Мазо и его заместителя Вадима Мурадяна, а также провела в ведомстве обыски по делу о крупных хищениях госсредств на вверенных Пирумову участках — реставрации памятников культурного наследия, в частности знаменитой крепости в Изборске.
Вот и остается три дня до премьеры «Преступления и наказания» в Театре мюзикла Михаила Швыдкого. Каков бы ни был результат, уже понятно, что для всех участников драмы — в прямом и переносном смысле — эта постановка стала своего рода испытанием, вехой, осознанием новых рубежей в музыкальном искусстве; экшн согласно красочной афише, конечно, тоже будет — тут тебе и «Роллс-Ройс» (который сейчас перекрашивают из золотого в темно-синий цвет), и метро, и невероятные архитектурно-визуальные эффекты.
...Сколько их осталось — тех, выживших сидельцев «Норд-Оста» и теперь ходящих среди нас по улицам со своими скелетами в шкафу, со своими страхами и снами. Удивление, шок, ужас, апатия, газ... Максим Гуткин дирижировал спектаклем в тот вечер 23 октября 2002 года, и в конечном счете ощущение себя ответственным перед музыкантами помогло ему выдержать все; оркестровая яма, ставшая общим туалетом, могла растоптать в человеке все нежное. Прошло более 13 лет...
80 лет назад, в апреле 1936-го, оставив жену с детьми в Европе, Прокофьев приступает к созданию музыкальной шутки, которая по мнению музыковеда Игоря Вишневецкого, «принесла ему больше известности, чем «Игрок», «Огненный ангел», «Шут» и «Блудный сын» вместе взятые: это была работа для детского театра, равного которому не было ни в России, ни за ее пределами, — для театра Наталии Ильиничны Сац».
Сегодня, 29 февраля, в воображаемый день знаменитый режиссер, аниматор Андрей Хржановский приглашает в прекрасную, воображаемую страну, где оживают такие далекие и такие близкие Юрий Любимов и Альфред Шнитке, Николай Эрдман и Тонино Гуэрра.
Мацуев не был бы Мацуевым, если бы помимо рекордного числа концертов, расписанных буквально на каждый день в году, не удивлял бы нас совершенно сумасшедшими проектами. И вот, пожалуй, главный из них — с 30 апреля по 5 мая в Москве (на базе столичной консерватории) стартует Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, который, по сути, явится ступенькой к легендарному Конкурсу им. Чайковского.
Многие культурные институции обзаводятся камерными площадками «для экспериментов» или «для души», но далеко не всем удается удерживать планку этих самых «малых сцен», съезжая со временем в безвкусицу. Кремлевский дворец открыл свою дочку — Музыкальную гостиную на небольшое число мест, но успех этого зальчика уже налицо, тем более что его программа продумывается (если не сказать прощупывается) очень тщательно.
...Всем кризисам вопреки в Сочи уже девятый раз прошел Зимний фестиваль Юрия Башмета, который — такая уж доля ему выпала — не замыкается местечковыми рамками и не едет накатанными дорожками, но год от года генерирует новые идеи, задавая тон и стиль всей стране. Чего только стоят субфестивальные проекты в виде Школы молодого журналиста или Второго конкурса молодых композиторов...
Только что вся Москва стояла в очереди на Серова. Потом Питер стоял на Фриду Кало. С июля опять же Москва встанет на Айвазовского (готовится выставка к его 200‑летию). В защиту выстоявших в очередях художник из группы «Синие носы» Александр Шабуров, «вооружившись» красивыми девушками из «МК», воспроизвел семь картин из Третьяковки. А вы догадаетесь, что это за картины?
На улице Театра армии снова праздник: в среду народному любимцу (перечислять регалии нет смысла) Владимиру Зельдину исполняется 101 год, и он вновь как триумфатор выйдет на подмостки родной «армии» в спектакле «Танцы с учителем».
16 февраля в Театральном зале Дома музыки нас ждет неожиданная премьера Василия Бархатова с Сати Спиваковой в главной роли — «Фетишист». Девиз спектакля — «о том, как опасно возвращаться в прошлое».
…В руки случайно попал прелюбопытный документ — цитируемость ансамбля Александрова в прессе (от ТВ до Интернета) за 2015 год по сравнению с десятком других, схожих по эстетике коллективов. Отрыв впечатляющий. Это как сравнивать Большой театр и какую-нибудь местечковую труппу. Во-первых, в глаза бросается масштаб «александровских деяний», а это под 300 концертов в год, из которых примерно половина — выступления полного состава ансамбля (хор, оркестр, балет).
Все кинокритики обсуждают новый список Гарвардского университета из восьмисот лучших фильмов в истории синема, составленный для претендентов на кандидатскую степень в киноведении. Чтобы отсмотреть его, нужно сидеть за экраном, не отрываясь, более двух месяцев. Увы, отечественная подборка состоит всего из 18 художественных и трех документальных лент. В фаворе два основных периода — авангард 20-х и оттепель конца 50-х-60-х.
...Приезд российско-швейцарского пианиста Константина Щербакова в Москву — это всегда событие, за которым стоят своя философия и своя дерзновенность, свои «полеты» и — одновременно — свои вето; ценители ждут эти программы, тщательнейший, по-хорошему консервативный подход к каждому шагу своей пианистической деятельности. В Большом зале консерватории 31-го Щербаков дает программу «EROICA», состоящую из произведений Бетховена.
Шифрин — редкий (а может, и единственный в новейшее время) пример артиста, который органично «перетекал» из жанра в жанр, без особенных потерь как для себя, так и для публики, которая его принимала и продолжает принимать в любых амплуа. И хотя Ефим Залманович всегда и везде говорит, что «играет других, а себя сыграть не смог бы», в конечном счете подобные метаморфозы (юморист — драмсцена — цирк — мюзиклы) возможны, если в тебе очень сильный стержень — в данном случае «профессия быть Шифриным».
...В Театре мюзикла Михаила Швыдкого полным ходом идут репетиции «музыкального спектакля» Эдуарда Артемьева в режиссуре Андрея Кончаловского «Преступление и наказание»: до премьеры еще два месяца, но день ото дня интрига нарастает — как Кончаловский обратит столь серьезную прозу в мюзикальный формат?
В четверг на заседании президентского Совета по науке и образованию упоминание Ленина неожиданно затронуло Владимира Путина за живое. По мнению Путина, мысль вождя мирового пролетариата привела, в итоге, к развалу Советского Союза: «Там много было мыслей таких: автономизация и так далее... Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот какая мысль была там», — завершил свое высказывание президент.
...Двадцать лет назад западные музыканты приезжали в Китай учить китайских студентов. Десять лет назад китайские студенты учились у западных педагогов в европейских консерваториях. Сейчас западные студенты приезжают уже в Китай учиться европейской музыке у китайских учителей. Это было бы похоже на анекдот, если б не было историческим фактом.
...В последнее время постоянно слышу от очень многих и разных людей, что одним из главных мотиваторов похода в театр, на концерт или в цирк является наличие парковочных мест. Демотиватором — их отсутствие. Дело уже даже не в платных парковках (хотя это существенно бьет по кошельку), а просто в отсутствии мест как таковых. И, извините, все эти увещевания, что «Москва не приспособлена», «езжайте на метро/велосипеде», «берите такси», часто бывают несостоятельны.