Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Как только подняли необычную эконом-чашу над стадионом «Маракана» в Рио, мы тут же позвонили в Нью-Йорк потрясающему сценографу, архитектору Георгию Цыпину, который был одним из соавторов сценария, сорежиссером и художником-постановщиком блестящей церемонии открытия Игр-2014 в Сочи. Цыпин постоянно работает над бродвейскими шоу, сотрудничает с Голливудом, с ведущими канадскими цирками. Мы попросили его профессионально отрецензировать то, что он только что увидел по телевизору.
...Лукас Хаген? Это упрямый и одновременно авантюрный аромат музыки, терпкий вкус Зальцбурга (родины Моцарта), это «Хаген-квартет» — самый знаменитый (причем семейный!) камерный коллектив во всем мире, это марка, традиция, почерк. И вот глава ансамбля — Лукас, которого мы застаем на скрипичном уроке в Моцартеуме, в окружении азиатских студентов... Мягкий, но и брутальный, умеющий открыть ларчик с вековыми секретами музицирования (вооружившись скрипочкой Страдивари 1724 года).
...Тигр Султан и львица Софа (им по 3,5 года) из цирка-шапито «Корона» давненько присматривались друг к другу. Жили в мире и согласии, ласкались-обнимались, души не чаяли. И вдруг в четверг на тебе: сотрудники цирка (который сейчас дает представления в подмосковном Подольске) обнаружили у мамки-львицы ребятенка. Известно же, что чаще потомство рождается у льва и тигрицы, а вот наоборот — это в какой-то степени исключительная история. Сейчас тигролев еще слеп, сосет сиську и спит.
Еще сто лет назад театральная афиша была: а) мощнейшим средством коммуникации и б) абсолютно самостоятельным жанром искусства. С этим трудно спорить, глядя на такие Эвересты, как Анна Павлова (балет «Сильфида» в рамках «Русских сезонов» Дягилева) кисти Валентина Серова, как афиши с Сарой Бернар шампанирующего Альфонса Мухи, а еще Врубель, Тулуз-Лотрек… язык заплетается, не успевая выговорить все имена, ставшие иконами дизайна. А что сегодня? Где нынешние Тулуз-Лотреки и Врубели?
Москва проводила писателя Фазиля Искандера в последний путь. Прервал свой отпуск Мединский, долго общавшийся с родственниками прямо у гроба на сцене ЦДЛ; прилетел Евтушенко, зачитавший набросок будущего стихотворения на смерть Фазиля; прибыла большая делегация из Абхазии (включая духовных отцов). Сказать, что народу было много — значит, соврать. С десяти и до полудня прошло человек 350-400. Никакой очереди, толпы, но зачем толпа, когда важно качество тех, кто пришел.
...Частный театр Николая Коляды 2 августа открывает сезон «Фальшивым купоном» по пьесам Льва Толстого. Ну и что, что он в Екатеринбурге. Коляда-театр, простите, в сто раз сильнее и интереснее иных столичных «учреждений культуры», от которых заранее засыпаешь на ходу. Да и палец в рот Коляде не клади — хлестким словцом сечет как розгами. Москвичи его новые спектакли (числом в 22) относительно скоро увидят в Центре «На Страстном».
На волне бурного интереса к музейной деятельности, связанной с повсеместным пиаром Айвазовского (уже превращенного в некий культурный фастфуд), «МК» решил протестировать на предмет удобства пять сайтов ведущих музеев двух столиц: Эрмитажа, Русского, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковки и ГЦСИ. Для примера взяли и два зарубежных ресурса: Лувр (Париж) и МоМА (Нью-Йорк). Так какое же «удобство» мы получили в результате нашего эксперимента?
...Не стало Фазиля Искандера, ушедшего на 88 году жизни. Перечисление многочисленных регалий бессмысленно, в его случае они несколько мелки. Сын отца, депортированного из СССР, детство в абхазском селе Чегем, затем Литинститут, странствия, первые публикации в «Юности», неподцензурном «Метрополе»... Искандер — большой художник сложных кровей и масштабной биографии; и как с началом 70-х его «Сандро» с «Созвездием Козлотура» стояли на видном месте книжных полок, так они стоят там и по сей день.
После всех наших статей о кризисе в Росгосцирке получаем закономерный финал: Вадим Гаглоев, гендиректор компании, с 1 августа по собственному желанию покидает свой пост. Хотя какое тут, к черту, «желание»: не исключаю, что его могли вежливо попросить вышестоящие товарищи, ведь налицо явное недовольство его командой в цирковой среде, о чем сам Гаглоев написал в достойном прощальном письме .
Исповедуя креативную журналистику, мы решили прибегнуть к жанру «репортер меняет профессию» — и не где-нибудь, а в Большом московском цирке. Обычно наш брат не идет дальше ассистента фокусника или «подсадной утки» (когда клоун выдирает «случайного зрителя» из зала по сюжету репризы). Нам вздумалось копнуть глубже — чего мелочиться?
Новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» отобран в основную программу Венецианского кинофестиваля; режиссер, понятно, рад, сам поедет представлять свою работу. Вышел маленький казус: поскольку о ленте (видимо, совместной российско-германской) мало что известно (Вторая мировая война, вход немецких войск во Францию), все СМИ под копирку стали перечислять главных действующих лиц — Юлию Высоцкую, Виктора Сухорукова, Кристиана Клаусса, Филиппа Дюкена...
В канун открытия грандиозной и широко распиаренной выставки Айвазовского в Третьяковке на Крымском Валу репортеры «МК» решили прицениться к уважаемому Ивану Константиновичу, но не тому, который сейчас ждет жадных зрительских глаз в залах галереи, а «Айвазовскому для простого народа», хрестоматийные полотна которого заказывают у уличных художников. Родись Айвазовский сейчас, еще непонятно, где бы он оказался: в галерее или на улице.
В понедельник все СМИ с удовольствием смаковали новость, подсмотренную на странице госзакупок, что наш Рособоронэкспорт заплатит около 13 миллионов рублей за абонирование шестиместной ложи в Большом театре. Вообще практике абонирования лож — сто лет в обед. Но здесь всех возмутил размах чиновников. Зачем?
...Марк Розовский, тернисто двигаясь по дороге жизни между 79-м и 80-м километрами, собирает, что называется, камни — вон только что на престижном фестивале мюзиклов в южнокорейском Тэгу получил увесистый приз как лучший режиссер за свой легендарный «Гамбринус». Розовский прекрасен тем, что честен — его не подсаживала на пьедестал ни критика, ни власть, он медленно, год за годом, вынашивал, холил и лелеял свой театр — яркий, свежий, ансамблевый, вскормленный на идеалах студийного энтузиазма.
Вся цирковая общественность как манны небесной ожидает выборов 27 июля: на кресло гендиректора Росгосцирка есть два главных претендента — нынешний начальник Вадим Гаглоев (назначенный на эту должность без конкурса) и поддерживаемый большинством цирковых авторитетов глава Ижевского цирка Дмитрий Иванов (бывший министр культуры Удмуртии). Выбор принципиальный, потому что речь должна идти о смене курса — как экономическом, так и эстетическом.
Скандал в Пермском крае продолжается: сначала тамошний министр культуры Игорь Гладнев уволил заслуженного-перезаслуженного худрука Театра-театра Бориса Мильграма, а теперь губернатор временно отстранил и самого Гладнева, создав спецкомиссию «до выяснения всех обстоятельств» громкой свары.
Ну вот и закончилась «пермская культурная революция», теперь уж совсем-совсем, рухнул последний бастион: местное министерство культуры изгоняет Бориса Мильграма из Театра-Театра, сам Театр-Театр переименовывается в кондовый «академический театр драмы имени», который становится не режиссерским, а директорским; после чего сменится весь репертуар, станет идеологически выверенным, — в общем, привычная картинка из жизни современной России.
Скандальная ситуация с возможным снятием сборной России с грядущей летней Олимпиады в Рио нашла свой отклик и у деятелей культуры, и они не были особенно дипломатичны в оценках.
...Самого знаменитого в мире райтера (граффити-художника) Бэнкси не раз пытались привезти в Москву, не лично, конечно (поскольку личность его не установлена), а в виде всевозможных официальных выставок (из частных коллекций). Причем в дело впрягались самые маститые наши галереи, но, увы, так и не сложилось — то из-за позиции РФ по Украине, то еще из-за чего-то. Только Третьяковка на Крымском Валу пару лет назад показала нехитрую проекцию его «девочки с шариком» у себя на фасаде.
Южнокорейский Тэгу известен как музыкальная столица Азии с тех самых пор, как десять лет назад здесь зародился DIMF — международный фестиваль мюзиклов, и нынешний, юбилейный форум был представителен как никогда: свои работы показали театры Китая, Великобритании, Словакии etc. Наш же театр «У Никитских ворот» привез своего легендарного «Гамбринуса», который взял два приза.
Тэгу? Что еще за Тэгу? Подумаешь, город в четырех часах езды на автобусе от Сеула... ну горы, небоскребы, монорельсовые эстакады, обычная "прогрессивная Азия". Дождь, перец/смерть желудку, кондиционеры. Но так можно было сказать о Тэгу (Daegu) лет десять назад, пока здесь не зародился Международный фестиваль мюзиклов (DIMF), и теперь во всем мире город известен как музыкальная столица Южной Кореи.
Фестиваль пространственных арт-объектов в Никола-Ленивце (национальный парк «Угра») постепенно становится международным брендом: в натуральных живописных декорациях Калужской губернии тонко и умно оттачиваются самые смелые художественные идеи, возникают невероятные постройки, скульптуры, башни, световые инсталляции; в один год лэнд-арт предлагает всем пересесть в «Ноев ковчег», или побороться с жуком-короедом, или — как в этот раз — ощутить парк «Версаль»...
Мацуеву исполнился 41 год; эту дату он отметил во Франции — Третьим концертом Рахманинова в Театре Елисейских полей (солировал в программе с оркестром Дмитрия Лисса). Одновременно наша сборная вела феерический бой с англичанами (1:1), эту игру Денис смотрел в центре Парижа на большом экране (не смог вырваться в Марсель из-за репетиций). А сейчас садится на самолет, надо срочно лететь на родину — открывать фестиваль Чайковского в Клину...
...Сегодня никого не удивляет, что Министерство обороны объявило о своей премии в области культуры и искусства, потому что «непрофильная деятельность по культурно-досуговой работе» ведомства приобрела такой масштаб и, в общем, такой высокий уровень, что, как правильно заметил Антон Губанков (начальник управления культуры Минобороны), премия стала не столько началом, сколько итогом мощной многолетней работы.
В пятницу спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой огласил часть глобальных планов на ближайшее время по культурному обмену между Россией и США, Францией, Германией, Китаем, Латинской Америкой... Ведь только общение между интеллигенцией оздоровляет напряженную международную атмосферу; неудивительно, что в предполагаемый список ближайших визитов Швыдкого попала и Украина.
Юрий Лоза снова стремительно попал в топ новостей, положив на лопатки полстраны, то ли негодующей, то ли закатывающейся со смеху. Его постмодернистская фраза «Гагарин ничего не делал, он лежал», могла бы в каком ином случае напомнить и лодку, которая утонула, и актуальный жест иного художника-акциониста, вроде сожженной двери ФСБ. Но не все оценили тонкость и изящность мысли поэта (которая, впрочем, вряд ли имела место): на Лозу моментально накинулись космонавты, обозвав последними словами.
— Слушайте! — Сэб, он же знаменитый канадский цирковой режиссер Себастьян Солдевилья, чуть не берет меня за грудки, разрываясь эмоциями. — Вот вы спросили: а интересно ли мне ставить вашу «Принцессу цирка»?.. Так вот, отвечу: да! Это будет ново не только для Москвы — это стало бы событием и в Монреале (будь она показана здесь), то есть в цирковой столице мира. Подобного никто никогда не делал, вы понимаете, нет?!
Культура под крышей Мединского переживает странные времена. Сначала ФСБ нагрянула с обысками в Минкульт и арестовала заместителя министра Григория Пирумова. Теперь (31 мая) история повторилась с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ): после обысков были задержаны экс-директор музея Михаил Миндлин и его зам по финансам Дмитрий Мачабели (спустя несколько часов их отпустили). Минкульт молчит, ФСБ комментариев не дает, у Миндлина телефоны недоступны, арт-сообщество недоумевает.
На днях суд выпустил на свободу организатора нападения на худрука Большого театра Сергея Филина — в 2013 году ему в лицо плеснули кислотой. Бывшего танцора Павла Дмитриченко освободили по УДО (условно-дострочному освобождению) — таким образом он отбыл половину срока (напомним, сначала суд назначил Дмитриченко 6 лет, потом скостил до 5, 5). Как к решению служителей Фемиды отнесся сам Филин, простил ли он противника — выясняли корреспонденты «МК».
19 мая в Сомерсет-хаусе на Стрэнде открылась мощная британская фотоярмарка Photo London, которой эксперты по праву пока присваивают «номер два» после центровой Paris Photo (пройдет в ноябре), однако все в один голос уверяют, что лондонцы уже берут очень высокую планку по уровню представленных галерей, уровню имен и, собственно, самих работ...