Фальшивые слова в «Войне» Аллы Пугачёвой

Я очень уважаю Аллу Борисовну. Человек, который мог бы почивать на лаврах, просто отдыхать, время от времени появляясь то на приёмах, то на банкетах, то на церемониях, записывает песни, участвует в том, что принято называть у нас неким окказионализмом «общественная жизнь». Уже одно это достойно уважения. А когда человек ещё и высказывает порой мысли, созвучные твоим собственным – ну, кто ж из нас этого не любит?

Но творение, увидевшее свет в минувший понедельник и приуроченное к бывшему дню Советской Армии, честно говоря, удручило. Речь о песне «Война».

Я не являюсь музыкальным критиком и потому о художественных достоинствах этой вещи рассуждать не возьмусь. Местами текст мог бы быть и поудачнее, но это на мой, повторюсь, сугубо обывательский вкус. Наверное, Алла Борисовна и сама это прекрасно понимала. Поэтому, будучи умелым мистификатором, придумала - не в первый уже раз - очередную легенду. На сей раз - о каком-то провинциальном пареньке, который передал ей тетрадку со стихами, мимо которых она пройти не смогла.

Но не об этом речь. Песня вышла уж больно конъюнктурно подогнанная к сегодняшнему дню. Это не столько о собственно войне, сколько поверхностно, пунктирно о целом круге эмоций, с ней связанных. О тех, кто защищает страну. О тех, кто оказался в стихии жестокости. О тех, к кому война стучится в двери.

Большинство комментариев к клипу на видеохостинге youtube и в социальных сетях сводились только к пресловутому спору: чью сторону певица оправдывает – за москалей или за хохлов? Впрочем, как известно, настоящему искусству не должно быть дела до того, всем ли оно понятно и достигло ли оно того эффекта, на который рассчитывал (да и рассчитывал ли?) автор. Опасность (не культурная, а социальная) в другом – введением эмоциональной составляющей в песни о сегодняшней войне мы фактически занимаемся апологетикой войны, мы делаем её будничной, привычной. Чуть ниже я попробую пояснить свою мысль.

Нельзя сказать, что военная тематика уж совсем у нас на эстраде отсутствовала. У Апиной было – «Ох, Лёха, Лёха…» про милого, который в армию пошёл. Ну там, обычное попсовое дурновкусие, которое и анализировать нет особого смысла. Созданная в период очередной чеченской кампании, когда антимилитаристские настроения были в обществе чрезвычайно сильны, она прямо-таки выглядела социальным заказом для нужд Министерства обороны и оправдывала человека с оружием. У Агутина была песенка про паровоз, который умчится прямо на границу с непонятными словами «Мы теперь солдаты, мы не виноваты». Но там реально была не война, не оправдание военщины – сюжет был связан с взрослением мужчины, фактически его инициализацией. Через вырывание из привычного круга отношений, через вовлечение в новую систему ценностей.

Наверное, за последнюю четверть века я и не вспомню больше песенных примеров на эту тему. Из известных и популярных, разумеется. Самодеятельного творчества хватало. Но даже и эти примеры не работали с главным – с эмоцией. Они были весёлой песенкой, не цепляющей чувства. Как когда-то прогремели песни Булата Окуджавы о войне, как когда-то пробирала насквозь песня из фильма «Белорусский вокзал» - там, где война оказалась представлена не обобщённым взглядом сверху, а на уровне человека – с окопной правдой, именно с бытом человека на войне.

Чувство на войне, личная эмоция – чрезвычайно тонкая материя в искусстве. Пропаганда опасается его всегда. Это сегодня строки Эренбурга «Жди меня, и я вернусь…» звучат хрестоматийно. А в своё время понадобились специальные заседания партийных органов, которые решали: стоит ли публиковать в газете «Правда» не очередной стихотворный памфлет с призывом и дальше громить врага, а описание очень личного, интимного переживания, обращения к близкому человеку. И для 1943 года это была своего рода революция в сознании читателя.

Я не о том, что песня Пугачёвой «Война» революцией не станет. Алла Борисовна – такая глыба, что она и без революций вполне ничего себе. Я всё о том же оправдании войны. И вот почему это опасно.

Сегодня мы живём уже в условиях гражданской войны. Пока она ещё только в головах. Но две стороны уже вообще не готовы слышать друг друга. Про способность воспринимать чьи-либо аргументы я и не говорю. У нас инакомыслие стало почти равно предательству. Более того – за него уже вполне могут убить. Если год назад просто могли дать в морду в метро, если ты читаешь не ту газету, то теперь просто убивают. Кого-то – на мосту, а кого-то скоро будут где-то банально и без особого резонанса. Негатив разрастается. И подобные песни его невольно оправдывают. 

просмотров: 3498



Комментарии пользователей

  • военный
    0

    если страна не оправдывает своих солдат, она перестает быть странной.

    3 марта 2015 в 10:58 Ответить
  • Дмитрий Ильич
    14

    Жди меня - это все же К. Симонов, а не И. Эренбург

    3 марта 2015 в 12:03 Ответить
  • Нина
    4

    Я, конечно, дико извиняюсь, но автору неплохо бы знать, что "Жди меня" К.Симонов посвятил В.Серовой. При чем здесь Эренбург?

    3 марта 2015 в 13:22 Ответить
  • Человек
    -18

    Надо обладать больным воображением, чтобы написать такую статью. И не надо преувеличивать роль и место в истории Б. Немцова. Это трагедия человека, но не трагедия России!

    3 марта 2015 в 13:30 Ответить
  • псковитянин
    -4

    Яременко сам убедился в авторстве Пугачихи? Откуда дровишки ...?

    3 марта 2015 в 13:50 Ответить
  • leonid gorin
    7

    конечно ляп с Эренбургом примечателен, но не это главное.главное в другом, давно не за что уважать Пугачеву.тот кто способен петь"я у страны одна" мне не интересен.видимо это певичка, всерьез, возомнила себя какой то огромной величиной.но был такой уже, Леннон, сравнивал себя с Христом(да что сравнивал-считал себя выше).чем кончил известно.вовсе не желаю ей такого конца, но и гневить бога не надо.а желаю ей вот чего, спуститься на землю, посмотреть вокруг и на себя, критически, ведь большая часть жизни прожита, а слава, что слава?так быстро проходит, десять, двадцать лет, кто вспомнит? да и сделала то в своей жизни что?пела...

    3 марта 2015 в 16:02 Ответить
  • Ktyf
    19

    Кстати, а внук ее служил в армии. Или он инвалид с детства?

    3 марта 2015 в 16:37 Ответить
  • Тата
    14

    "Глыбе" давно пора отдохнуть-она уже всех утомила.

    3 марта 2015 в 17:00 Ответить
  • Серега
    2

    НинаЯ, конечно, дико извиняюсь, но автору неплохо бы знать, что "Жди меня" К.Симонов посвятил В.Серовой. При чем здесь Эренбург?

    Просто автор - полный лох, журналист. Предлагаю денег ему за эту статью не платить

    3 марта 2015 в 17:50 Ответить
  • Petro
    1

    "У Агутина была песенка про паровоз, который умчится прямо на границу с непонятными словами «Мы теперь солдаты, мы не виноваты»" а что не понятного то.Едут в Ростов,а оказываются в Донецке,но не виноваты.

    4 марта 2015 в 05:29 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация