Почему я готов понять Ирину Роднину

Николай Яременко
Журналист, автор книг о спорте, главный редактор интернет-радиостанции Komanda.com
Спортсмену место в спорте. И точка! Ни на думской трибуне, ни где-то ещё в публичном пространстве не стоит ему рот открывать. Это явно лишнее. Исключения бывают. Но они редки. В подавляющем большинстве случаев нелепость выходит. Я часто встречаюсь со спортсменами, пью (ну, извините) со спортсменами, ем со спортсменами. Многие из них мои друзья. Многие из них мне глубоко симпатичны. Но уже не как спортсмены, а как просто люди. Как тебе может быть приятен коллега по работе, девушка в метро (ну, если вы туда спускаетесь). Я не могу дружить с рекордсменом, который прыгает на девять метров, плывёт за какие-то секунды, забивает сколько-то голов. Потому что я дружу не с рекордсменом – я дружу с человеком, который мне что-то рассказывает, травит анекдоты, сочувствует в чём-то или сам этого сочувствия просит. Метрами, секундами и голами я восхищаюсь, но они – совершенно отдельно. Это другая реальность. Её показывают по телевизору, печатают на плакатах, и ею, если получается, если есть у кого-то в том потребность, - ею гордятся.
Но очень часто все эти реальности нам зачем-то перемешивают. Берут, взбалтывают просто внаглую. Это маленькую девочку можно поставить на стул, если пришли гости, и попросить прочитать стишок. Родителям приятно, их чадо любимое находится в центре внимания, гости лукаво улыбаются, всем хорошо. Но иногда девочке (особенно если она не очень хорошо воспитана) эта ситуация так сильно нравится, что она вновь и вновь залезает на стул, продолжая требовать к себе повышенного внимания.
Иные экс-спорстмены – такие девочки. Только вместо стула у них либо депутатская трибуна, либо ещё какой статус.
Мы живём во времени, когда героев сегодняшнего дня практически нет. С героями прошлого попроще. Властям ведь очень удобно приватизировать прошлое. Успешно приватизированы итоги Второй мировой, которые к сегодняшнему дню не имеют ровным счётом никакого отношения вовсе. Успешно приватизированы другие победы ныне не существующей страны. Не важно, «каким он парнем был» - главное, что он канонически взлетал в космос. Так и в спорте: не важно, что Яшин мог и выпить в перерыве матча – сейчас, отретушированный и отлакированный он рискует появиться на экране кино. Как появились абсолютно трафаретные футболисты в прошлогоднем фильме «Матч» (таких плоскостных дешёвок, мне кажется, даже в 60-е не снимали). Как появился очередной агитфильм про Харламова.
Слеза Ирины Родниной, которая, непрошенная, бежит по её щеке, пока она слушает гимн ныне не существующей страны (при том, что гимн нам оставили!) – такой же канонизированный образ. Но в отличие от расстрелянных футболистов или разбившегося в ДТП хоккеиста она счастливо дожила с нами до наших дней. И снова залезает раз за разом на этот стул. То в одной нелепой истории засветится, то ещё где-то проявит неадекватность.
Боже мой! Ну, кто научил олимпийскую чемпионку твиттером пользоваться? В итоге закончилось это вывешенной фотографией, где на баскетболе сидят президент Обама с супругой, а кто-то перед ними держит банан. Это коллаж, сделанный каким-то идиотом. А потом радостно вывешенный на всеобщее обозрение другой идиоткой. Поначалу вся твит-общественность сделала само собой напрашивающийся вывод: твиттер прославленной чемпионки взломали. Потому что поверить в то, что она это сделала сама, было просто невозможно. Ни друзья, ни недруги даже мысли не допускали, что она это сделала сама, по доброй воле. Но прошло совсем немного времени, и Ирина Роднина пояснила: я сама, у нас, дескать, свобода слова. Шок.
Вот тут-то и понимаешь: слеза слезой, а на тебя смотрит всё то же самое закомплексованное советское прошлое, когда даже шутки на уровне младших классов. Её твит с Обамой и бананом – это не ксенофобия, это тупой обывательский совок. Это хамство. Хотя бы по отношению к стране, которая тебя в трудную минута приютила, к стране, в которой вообще-то – на секундочку! – живёт твоя дочь.
Это бывает. Не надо кричать и хаять великую спортсменку. Великой спортсменкой она быть ведь не перестаёт? Нет, вовсе нет.
Может ведь большой писатель быть насильником? Наверное, да. От этого он не перестанет быть писателем.
Может хороший футболист воровать деньги в раздевалке у партнёров по команде? Как на учит современность, вполне себе может. Он закончился с эпизодом воровства как футболист? Да нет.
Вас ведь не удивит, когда дворничиха тётя Маша скажет глупость? Не удивит. Потому что дворничиха может быть просто не очень умной женщиной. Зато как специалист по работе с метлой она идеальна.
Так и здесь. Не требуйте от спортсмена большего. Хорошо, когда сказав глупость, он хотя бы потом найдёт в себе силы, как Исинбаева, извиниться. Большинство не способны.
Помните, как хоккейный голкипер Илья Брызгалов вместо подготовки к матчам плей-офф мирового чемпионата раздавал сталинистские интервью? Спортсмены олицетворяют себя не с родиной, не с людьми, здесь живущими, а с властью. Потому что власть ихбеспардонно приватизирует. И они на это соглашаются. Так почему вы ждёте от них иного?
Их место – на пьедестале. Будем восхищаться ими и дальше. А вот стул подставлять им больше не надо. Как хорошо, что во времена Яшина и его современников не было твиттера…

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру