Соловьев удивил «Войной и миром»: спектакль идет шесть часов

«Пробовал сокращать – не получается!»

Сергей Александрович Соловьев поставил «Войну и мир». Она идет шесть часов! Шесть частей по часу каждая с перерывами. Пока это чудо – не для всех. Его показывали всего два раза для своих – во ВГИКЕ. Причем, не в помещении Учебного театра, а просто в аудитории 206. Сценарий, постановка и сценография самого мастера, музыку для спектакля написала дочь режиссера Анна Друбич. В ролях – студенты объединенной режиссерско-актерской мастерской Сергея Соловьева, Валерия Рубинчика и Наталии Орловой. Еще Сергей Александрович привлек своих студентов из Института современного искусства.

«Пробовал сокращать – не получается!»
Сергей Соловьев

Начали в час дня, закончили в девятом часу вечера. В маленьком зальчике (человек на 20) среди публики сидели Андрей Смирнов, Александр Збруев, Иосиф Райхельгауз, Татьяна Друбич, Фекла Толстая. В перерывах мы разговаривали с Сергеем Александровичем.

Отец и сын Болконские (фото предоставлено Сергеем Соловьевым)

- В понедельник жара в битком набитой аудитории стояла, наверное, градусов 60, как они играли?! Сегодня – второй спектакль, – говорит Соловьев. - А начиналось вся история так: мы с Соломиным ночью встретились – я из магазина шел, а он собачку прогуливал. Мы живем неподалеку. И он говорит: «Тебе тяжело до театра что ли дойти? Зашел бы, может, какую вещь бы вместе сделали». Я отвечаю: «Юра, не поверишь, просто времени нет. Было б, я бы и зашел и чего хочешь у вас в театре поставил, хоть «Войну и мир»!» Я просто ляпнул. На следующий день он позвонил: «А что ты такое про «Войну и мир» вчера говорил?» Предложил играть в большом зале, который ,словно бы, создан для «Войны и мира». Три дня подряд, игграли бы – пятницу, субботу, воскресенье. Так он меня завел. Я начал делать инсценировку – такой трудной задачи у меня в жизни не было. После второго акта даже бросить хотел.То что я ее закончил - мой личный художественный подвиг. К тому же, если честно, раньше я никогда роман целиком до конца не читал. И только мы начали в Малом театре распределять роли, как в нем лопнула стена. Стало ясно, что не избежать фундаментальной реконструкции. Мне стало жалко все бросать, и я вспомнил, что есть дипломный курс во ВГИКе: раз не Малый театр, тогда все сыграем в аудитории! Принципиально, «на носовом плаке», чтобы ни у кого ничего не просить. Костюмы – то же все великие подарки Льва Николаевича – они с моей «Анны Карениной».

Княгиня Друбецкая - Ирина Линдорф (фото предоставлено Сергеем Соловьевым)

- То-то я смотрю, где-то я их видела!

- Да, их готовила замечательный художник по костюмам Наташа Дзюбенко. Что-то подогнали. За полгода репетиций все одолели.

Это в общем хороший курс. Они сначала сделали спектакль по Шпаликову «Я к вам травою прорасту…» Чехова «Чайку» они играют. Мне кажется, хорошая компания образовалась: Чехов, Толстой, Шпаликов, а?

- Не хотите свой театр-студию открыть?

- На этом курсе у меня 20 человек, еще бы я собрал 10 из старых студентов... Есть какие-то предложения по переносу на большую сцену, посмотрим. Хорошо бы показывать «Войну и мир» в субботу-воскресенье всем старшеклассникам Москвы – полезнейшая вещь. Пока к нам приходят некоторые главные режиссеры театров. Их сам фокус интересует. Потому что целиком никто не ставил. Шесть же часов. Пробовал сокращать – не получается. Таня Друбич вот за два раз его смотрит. Сначала первые три части, теперь вот досматривать пришла.

Андрей Болконский и Наташа Ростова (фото предоставлено Сергеем Соловьевым)

- Сергей Александрович, а как же обнаженка – вы детям голую Элен покажете?!

- Но чего тут плохого? Красивая попка. И татуировка смешная у нее - Helen тоже не слабо же же, во всю спину! Захотелось – и сделали.

- Почему Пьер одет наполовину только в исторический костюм в отличии от остальных?

- Концептуальности тут – ноль. Он пришел как-то в джинсах, рубашке и кроссовках, надел пиджак фрачный, и я ему сказал: «Вот так и играй». Ему так идет.

- А джинсы в сцене обращения в масонство спадают, и трусы видно, как у рэперов, так и было задумано?

- Ну конечно. Я серьезно. Я ему только говорю: «Надень белые трусы – чтоб выглядело более исторично». (Смеется)

- Что с вашим фильмом «Елизавета и Клодиль»?

- Напряженная история. Снимать мы собирались во Франции, но там вроде бы начался ласковый саботаж – давайте, мол, не торопиться…

- Вы же никакие письма не подписывали, за что же попадаете под санкции?

- Не подписывал. А какая разница? Под эти санкции весь народ попадает. У меня такая история уже была с «Метафизикой любви», когда наши сбили корейский самолет, а мы собирались снимать с французами вместе: Олег Янковский, Таня Друбич, история Тургенева и Полины Виардо. Так что дубль два получается.

Из Крыма вот неожиданно поступила одно здравое предложение: сделать фестиваль в Ялте.

- Не в пику «Кинотавру»?

- Нет, что вы. Я им сказал: «Давайте сначала сделаем презентацию. Я знаю, как делать фестивали и как не повторять никого. Но надо познакомится получше».

- А ваш ханты-мансийский фестиваль «Дух огня»?

- Для меня это святое. Он живет и будет жить. А в Ялте я предложил фестиваль назвать «После «Ассы». С 21 по 25 августа. Я им сказал: «Мне 25-го - 70 лет, надо бы накануне закруглиться». Но в Ялте, наооборот, обрадовались: «Давайте 25-го и закроемся премьерой фильма «2АССА2». Они же ее не видели. Последние годы у них в прокате наши фильмы на украинском языке шли, они захотели теперь на русском посмотреть.

Пьер - Алексей Смирнов (фото предоставлено Сергеем Соловьевым)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26537 от 31 мая 2014

Заголовок в газете: Соловьев удивил «Войной и миром»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру