Квартирник Дашкевича

Новая версия «Двенадцати»

Композитор Владимир Дашкевич показал близкому кругу друзей свою новую оперу в - «Двенадцать» по знаменитой, вроде бы хрестоматийной, но очень странной и до сих пор неразгаданной поэме Александра Блока, написанной им в самом начале гражданской войны. Сам спел за всех персонажей, аккомпанируя себе на рояле. Похоже, Дашкевичу, разменявшему в минувшем году девятый десяток, удалось раскрыть тайну этой поэмы, а заодно создать удивительное произведение — настоящую оперу XXI века.

Новая версия «Двенадцати»

Дашкевич не был бы Дашкевичем, если бы в своем новом сочинении не применил все стороны своего интеллекта: здесь он не только композитор, но философ, филолог, шахматист, поэт, драматург. Надо отдать должное — в написании либретто принимал участие еще один замечательный человек — Юлий Ким, однако сам он признается: главную работу сделал композитор. Да, они переписали Блока. Вернее, дописали (ни одно слово из поэмы не пропало). И не просто так — а на основе «ретроспективного анализа», которому подверг Блока шахматист Дашкевич, чтобы воссоздать зашифрованный в лаконичном 8-страничном тексте поэмы внятный сюжет. Обнаружились и раскрылись персонажи — Катька, бандит-красноармеец Петруха, солдат Ванька, комиссар, безликий патруль и еще один персонаж — Тот, В Кого Ты Не Стрелял. Это — тот самый, который в белом венчике из роз. По сюжету оперы — его расстреливают, однако Петруха не участвует в расстреле. Такой удивительный отсыл к песне Владимира Высоцкого (Тот, в кого я не стрелял) — самым органичным образом синтезируется с оригинальным текстом Блока. Как, впрочем, и другие строки либретто, которых нет в оригинале, но которые совершенно естественно впелелись в блоковскую поэтику. Потрясающие колыбельные Катьки, которые она поет своему сыночку, буквально вызывают ком в горле: «Спи, Петруша, засыпай, пусть тебе приснится рай, пусть привидится Христос в белом венчике из роз. Смотрит Он, как по земле марширует в патруле Красной гвардии боец мой любимый, твой отец. Из винтовочки своей он палит в живых людей, и без Бога за душой хочет строить рай земной...» И, конечно, страшным и, увы, актуальным откровением в наши дни звучит вопрос: «Мы стреляем по живым, по любимым по своим, Братцы, что же мы творим?!»

В музыкальном отношении опера «Двенадцать» представляется совершенной. Продуманная, но не умозрительная драматургия (лейтмотивы, тематические арки, интонационная разработка и варьирование тем, инструментальные интермедии) прозрачна и услышана автором, а потому понятна слушателю. При этом музыка не только не примитивна — она даже не проста. Попробуйте воспроизвести на рояле казалось бы запомнившуюся арию с понятным гармоническим ходом в аккомпанементе. А вот не тут-то было. Голову поломаешь и бегом к клавиру — а там все очень интересно и вовсе не на поверхности! Гармоническая логика и тональный план парадоксальны и нетривиальны. Но это — не самоцель композитора, который в отличие от представителей современного «псевдоавангарда» создает оперу для людей. Вероятно потому, что в отличие от этих самых «авангардистов» ему есть что сказать людям.

Композитор использует темы городского и блатного фольклора начала ХХ века - «Не слышно шума городского» (что задано в тексте Блока), Гоп со смыком, Кого-то нет, но кардинально обрабатывает эти известные мотивы, окрашивая собственным неповторимым стилем. Оригинальные темы поражают своей мелодичностью и небанальностью. Кажется, сейчас уже ничего нельзя написать в «ре миноре» - все будет казаться вторичным. Однако нет. Оказывается, это возможно. И еще возможным оказалось построить финал на материале спиричуэлс — традиционном афро-американском духовном песнопении с его уникальным джазовым драйвом.

Дашкевич написал три финала. И на «квартирнике», проходившем в культурном центре «Дом» и собравшем группу поистине интеллигентных и умных людей, предложил выбрать, какой финал честнее: Петруха прощен Тем, в кого он не стрелял и взят на небеса. Петруха отказывается от прощения и возвращается в патруль, конвоирующий Христа. Петруха внемлет просьбе Катьки вернуться и найти их сыночка. Большинством голосов был принят вариант номер.... Впрочем, пусть точку поставит тот мудрый театр, который возьмется за реализацию этого талантливейшего проекта, несущего очень важный для современного человечества месседж.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26740 от 12 февраля 2015

Заголовок в газете: Опера «Двенадцать» в трех вариациях

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру