Диана Арбенина: «Мы занимаемся настройкой души, а в каком жанре — не важно»

Башметовский форум в Сочи становится эталоном

27 февраля 2015 в 15:31, просмотров: 3095

...Минувший фестиваль Юрия Башмета в Сочи стал первым постолимпийским, и все гадали: состоится он или нет? Но вышло так, что за эти годы форум (8-й по счету) стал системообразующим — мало того что на пару с «Кинотавром» башметовцы создают вокруг Сочи мощное медийное пространство, так и формат всего действа давно вышел за рамки типичных музыкальных чёсов-междусобойчиков — шутка ли, за эти дни прошел и конкурс молодых композиторов, и целая обойма мастер-классов, и школа молодого журналиста, и ряд выставок (одна — к 80-летию Шнитке), не говоря уж об очень своеобразных концертах, как-то: сыгранные Башметом за один вечер три сложнейших альтовых опуса или невероятное по драйву выступление Дианы Арбениной вместе с оркестром «Новая Россия».

Диана Арбенина: «Мы занимаемся настройкой души, а в каком жанре — не важно»
фото: Сергей Николаев
Юрий Башмет.

Общее впечатление после Сочи одно — здесь ничего (что сегодня редкость) не делается для галочки. Музыкальная «продукция» сочи-фестиваля постепенно выделяется в отдельный жанр — потому что здесь много премьер, неожиданных решений, ходов, таких концертов, которые вы более нигде не услышите (если только не в столице по особому случаю), а уж сочинцы и подавно.

По сути, задача стояла — сделать уникальным каждый вечер. Взять хотя бы «Бенефис альта. Мой XX век», когда Юрий Абрамович виртуозно исполнил Концерт-поэму Леденева, «Этюды в простых тонах» Александра Чайковского, а после антракта... все тот же незабвенный «Стикс» Гии Канчели, от которого каждый раз пробегают мурашки по коже. Причем за пультом стоял родной для «Новой России» дирижер — глава Госоркестра Республики Татарстан Александр Сладковский, некогда «заправлявший» «Новой» вместе с Башметом. Отдельная статья — визит в Сочи «короля цыганских скрипачей» или «скрипача дьявола» Роби Лакатоша и его ансамбля, которые зажигали произведениями Пьяццолы, Исаака Дунаевского, самого Лакатоша вместе с нашими «кроссоверами» — именитым «Терем-квартетом».

Особое явление Зимнего феста (кстати, привозящего на побережье массу меломанов из Москвы и Петербурга) — это театральные «изюминки», среди которых был как «Контрабас» Зюскинда в неожиданном исполнении Константина Хабенского, так и «Фантастическая Кармен», — смелая фантазия по мотивам новеллы Мериме, оперы Бизе и балета Щедрина. Ну и совершенно предсказуемо, что зрители буквально ломились в Зимний театр (традиционное место проведения большинства концертов) на вечер Дианы Арбениной, выступившей «под аккомпанемент» как «Снайперов», так и «Новой России».

— Сегодня рок-н-ролл признается в любви классике, а классика — рок-н-роллу, — сказала Диана перед концертом, — это эксперимент в чистом виде. Музыкант всегда должен иметь одну задачу: мы занимаемся настройкой души людей. И не важно, в каком жанре мы это делаем.

Диана призналась, что песен у нее под двести, а в «регламент» двухчасового концерта укладывается, дай бог, под двадцать. Отбор был жесткий. При выборе пришлось отталкиваться от мелодики песен, плюс... «я позволила себе несколько популизмов» (понятно же, что многие рассчитывают услышать знакомые всем хиты, впрочем, и они были поданы по-новому и ярко).

— Есть как раз те самые «популизмы», применительно к которым я никогда не думала, что придется их играть с большим симфоническим оркестром, а есть композиции — как, скажем, «Бонни и Клайд», — с которыми я ждала возможности сыграть их в таком формате...

«Бонни и Клайд» в самом деле стал одним из лучших номеров — равно как и новые вещи, созданные в сотрудничестве с композитором Дмитрием Рябцевым специально для этого концерта.

Постоянный вопрос к Арбениной, почему она не пишет песни для детей, раз у нее относительно недавно появились малыши:

— Зачем мне это делать, если есть Шаинский? И дело не в «конкуренции», конечно. Я писала песни и до рождения детей, поэтому резко изменить настроение никогда бы не смогла. Случилась другая потрясающая история: они вдруг стали естественным образом слушать мои песни и петь их... Что они в них понимают? Я теряюсь. Но они — мои адепты. Тёма, Артём, спрашивает: «Стоит ли завязывать шарф?». Я ему: «Без сомнения, зима же». Он: «Без сомнения, ревнуя ко всему» — строчка из «31-й весны». Так что, если что-то детское напишется со временем, — да. А нет — значит, нет.

Кстати, абсолютно подтверждаю неожиданную адаптацию маленький детей к арбенинским песням, — мало того что моя 5-летняя дочка протанцевала весь концерт, так сейчас вообще не ложиться спать без «Пароходов» и «Роз».

— Может ли эта программа появиться в других городах России?

— Это для меня настолько новое дело, что я боюсь задумываться о том, что будет даже завтра. Скажу честно: перед концертом волнуюсь так, как не волновалась никогда за эти 20 лет. При этом я упиваюсь общением с Юрием Абрамовичем, он очень рок-н-ролльный и трогательный. Всегда вспоминаю слова Сахарова: «чем умнее человек, и чем большего он достиг, тем проще он разговаривает». В общении с Башметом это работает на сто процентов. Он великий человек, в противовес умникам, которые умеют только позировать, и более ничего... И я внутренне готова к нашему сотрудничеству. Я дозрела до этого. Но исключительно с Башметом, потому что прежде — вследствие имеющегося опыта — бегала от симфонических оркестров как черт от ладана. Да, очень люблю классическую музыку, но симфороком занимаюсь с большой опаской, потому что не приемлю конъюнктуры.

— Но что-то большее может появиться после этого концерта?

— Может. Я хочу... захотеть это повторить. Это очень важно. Тогда всё не зря.



Партнеры