1918 год. Средне-Сибирский белогвардейский корпус генерала Пепеляева (армия Колчака) отбивает у красной армии Пермь. Дом губернатора становится временным штабом. Здесь должны собрать средства – деньги, продукты, обмундирование, чтобы белая армия могла двигаться дальше. Решено прибегнуть к контрибуции, обратиться за помощью к купцам. Екатерина Чагина приносит дорогой бриллиант. Но на следующий день он исчезает. Начинается расследование… Есть и любовная история, роковой треугольник. Соперник Пепеляева – следователь Мурзин, работавший в красной милиции, приговорен к расстрелу. Только ему под силу найти похищенное. Верочка, жена Мурзина, просит помиловать мужа, взывает к былым чувствам Пепеляева и готова на все, даже убить генерала…
В павильоне «Ленфильма», где выстроен особняк губернатора, удалось поговорить с актером Максимом Матвеевым («Стиляги», «Мосгаз», Weekend, «Бесы»), исполнителем главной роли – генерал-майора Анатолия Пепеляева.
- Это моя вторая работа со Снежкиным. В прошлом году я снимался в его телевизионном фильме «Следователь Тихонов». Он еще не вышел, там у меня небольшая роль в одной из серий – отрицательный персонаж, но яркий – главное Зло. Это был очень приятный опыт для меня. Сергей Олегович просто очаровал как режиссер даже своей жёсткостью, а еще одним из своих талантов – находить для артиста нужное слово, которое явится ключом к сцене, характеру персонажа. Не многие режиссеры обладают таким свойством.
- Уж очень вы молоды для роли генерала...
- Сначала мне тоже показалось странным – такой молодой генерал-майор… Но я прочитал материалы, изучил биографию этого человека. На самом деле, Пепеляеву было даже 27 лет, а не 32, как мне. Я определил его как «последнего романтика». Романтизм на грани фанатизма, одержимости, веры в правильность своего дела. В истории его роль довольно действенная. Он один из последних лидеров белого движения, который продолжал воевать до конца. Колчака расстреляли, практически всю Россию освободили.
- Что-то новое в себе открыли на съемках?
- Я стараюсь вести себя мягко, а Пепеляев – человек жесткий. Благодаря Снежкину, своим пробам, открываю в себе холодную жестокость. Не страстную, горячую, а расчетливую, страшную. Такую роль я еще не играл.
Елизавета Боярская свою героиню – Екатерину Чагину, богатую вдову, красавицу, от которой все мужчины без ума – охарактеризовала так:
- Она выбилась в купчихи всеми возможными и невозможными способами, выгрызла благополучие, успех. Чтобы добиться своего нынешнего положения, ей пришлось многое пережить. Сейчас она, как и остальные герои фильма, стоит перед неизвестностью: идет Гражданская война, сначала красные измывались над ними, потом пришли белые, которые просят помощи, контрибуции, чтобы одеть-обуть армию. Люди в смятении, страхе, растерянности, им непонятно, кто прав, кто виноват. Кругом кровавая безжалостная бойня, не щадят никого – ни женщин и детей, ни братьев. Чагина искренне считает, что сможет полюбить генерала Пепеляева, и он изменит ее жизнь, вытащит из того беспредела, с которым она постоянно сталкивается.
Роли купцов доверили сыграть актерам, которых театральный Петербург просто обожает, это Евгений Дятлов, Игорь Черневич, Артур Ваха, Юрий Ицков, Константин Воробьев. В роли следователя Мурзина – Илья Носков, капитана Шамардина – Сергей Перегудов. На роль юной героини Верочки утвердили молодую актрису Надежду Толубееву из известной питерской династии.
Опытный художник Инесса Снежкина не впервые занимается историческими костюмами рубежа 19-20 веков, дореволюционного и послереволюционного периода.
- Для Елизаветы Боярской мы сшили несколько комплектов одежды, - рассказала Инесса Снежкина. - Это роскошные дорогие платья, пальто, прекрасные манто и сумочки с мехами. Шляпники сделали головные уборы: с черной вуалью, петушиными перьями и даже «агрессивный» – с рогами. На сцену совращения Чагиной Пепеляева (скажем так, Лизой Боярской - собственного мужа) приготовили шляпку с перьями фазана.
- Мне очень нравятся все мои костюмы, они прекрасны, я осознаю, сколько же работы проделано, - похвалила команду Сергея Снежкина Лиза Боярская. – Здесь все – художники-постановщики, художники по костюмам, реквизиторы, костюмеры – работают с душой, ответственно, добросовестно и талантливо. Всюду в цехах можно увидеть фотографии людей, живших в начале 20 века, рассмотреть исторические костюмы. Если про женские костюмы я знала (играла, например, Анну Тимиреву в «Адмирале», та же эпоха), то про мужские купеческие – совсем ничего. Они сделаны безупречно, с такой подробностью, тщательностью подбирались каждая деталь костюма, обуви, белья, корсета, даже подтяжек к носкам, чтобы было достоверно, в духе времени.
- Съемки начались в феврале. Зима в Петербурге выдалась бесснежной, снег если и шел, то моментально таял, а у нас – зимняя Пермь, центр Урала, - поделилась исполнительный продюсер картины Ольга Аграфенина. – Поэтому съемки сопровождались привозным снегом, который КамАЗы доставляли из самых отдаленных уголков Ленинградской области. Пермь 1918 года у нас изображали Кронштадт и Пушкин. В Кронштадте можно найти целые кварталы, где сохранилась старинная архитектура небольшого провинциального города. Финальные сцены развязки нашего детектива (на современном языке их назвали бы операцией захвата) будем снимать в Пушкине. Там выстроили роскошную деревянную конструкцию – голубятню, будут сниматься обученные голуби и много трюковых сцен. Задействуем игровой транспорт, конников.
Оператором выбран Сергей Мачильский, он работал с Сергеем Снежкиным на «Белой гвардии», «Следователе Тихонове».
Фильм «Контрибуция» получил поддержку Министерства культуры и Фонда кино. Он должен выйти на экраны кинотеатров осенью 2015 года.