Идею «Черного квадрата» Малевичу мог подсказать старинный самовар

В Сокольниках открылась выставка антиквариата, который можно понюхать и примерить

27 ноября 2015 в 18:25, просмотров: 2942

Ретро-автомобили. Парфюм прошлого, коим пользовалась сама Мэрилин Монро. Старинные головные уборы, примерку которых дизайнер Татьяна Миуссэ превращает в мастер-класс по «шляпотерапии». Чего только нет на впервые открывшейся антикварной выставке в Сокольниках. Среди сотен экспонатов особое внимание — спецпроекту старинных самоваров, ведь у национального нагревательного прибора на носу две даты: 270-летие появления первого самовара и 250-летие московского самовара.

Идею «Черного квадрата» Малевичу мог подсказать старинный самовар
фото: Мария Москвичева

Самовар на антикварной выставке-ярмарке в Сокольниках — всему голова. Это становится ясно, как только оказываешься в сердце экспозиции: здесь разливают бесплатный чай всем желающим. Согревшись после прогулки по снежному парку, можно и к прекрасному прикоснуться. В центре зала — «ретро-мини-кары» 1950–1960-х годов: автобус, трактор и несколько микроавто. Глядя на «карлика», моду на которого ввел Бенито Муссолини, только диву даешься, как люди в него помещались... Вокруг чайного столика и музейных авто — стенды с прикольными заголовками, вроде такого: «Сбежавшие предметы». «Это мы сбежали к вам из Петербурга», — улыбаясь, объясняет «МК» обитатель стенда, галерист, выставляющий керамические раритеты начала ХХ века.

На первом этаже показывается декоративно-прикладное искусство. Старинные броши, сумочки, шляпки, чайные наборы, кабинетные скульптуры. Встречаются копии украшений, которые носили славяне в IХ–Х веках. Особая, ароматная атмосфера на стенде Московского музея парфюмерии. Здесь можно послушать запахи ХХ века. Самые интригующие — довоенные, потому что тогда духи делались исключительно из натуральных ингредиентов, и их использовалось не более 20. Не то что сейчас. Классические ароматы, кажется, не имеют ничего общего с современными их версиями.

Второй этаж заняли стенды с живописью и графикой. Выделяется известная галерея «Конорьер», которая представила зимние пейзажи русских мастеров, а также акварели Родена, Матисса и Шагала. «Мы давно ждали появления альтернативной Антикварному салону в ЦДХ площадки, более демократичной. Будем надеяться, что этот проект в Сокольниках со временем станет именно таким местом», — говорит один из владельцев галереи Мария Юсупова.

Главный спецпроект выставки, посвященный самоварам, разместился тоже на втором этаже. За него отвечает Сергей Калиничев, эксперт Минкультуры РФ по декоративно-прикладному искусству, автор серии книг о самоварах.

— Сергей, а самовар — это русское изобретение? Или есть аналоги в других странах, появившиеся раньше?

— Подобные нагревательные приборы были и в других странах. Но в такой компоновке — основание на четырех ножках, приподнятое над столом, шейка (глухая или с просечками), туловище с ручками, крышка, конфорка (место для чайника) и колпачок, который закрывает трубу, — это чисто русское изобретение. Первое упоминание о самоваре было в 1746 году на Урале. В 1766 году самовары начали делать в Москве — на фабрике Александра Шмакова. В следующем году будет юбилей. Через 12 лет Назар Лисицын начал делать самовары в Туле. А с начала ХIХ века начали делать по всей России, и самовар вошел в каждый дом.

В экспозиции — больше десятка старинных самоваров. Есть, например, самовар-паук, который так прозвали в народе за характерные ножки и глазки на кранике. Он сделан в последней трети ХIХ века на тульской фабрике «самоварного короля» Василия Баташева. Есть позеленевший от времени из латуни начала ХХ века. Или небольшой круглый самовар — он для путешествий, можно разобрать и сложить все детали в берестяной короб. А вот самовар конца ХIХ века с красивой расчеканкой — он будто набрал воздуха в «грудь»: верх раздуло, а низ подтянулся. Среди всего разнообразия выделяется кубический самовар. Его сделал мастер Иван Пушков. В 1835 году он построил в городе Данилове завод и начал делать самовары. «Возможно, глядя на него, Малевич придумал «Черный квадрат», — говорит Калиничев то ли в шутку, то ли всерьез. Сходство с иконой искусства ХХ века и правда есть.

— Форма самовара — это только эстетическое решение, или от нее зависит скорость закипания или еще что-то?

— Это дело вкуса. Кто-то любит гладкие самовары, кто-то резные.

Для Сергея эта выставка — не рядовой проект, это заявка. Калиничев хочет заявить о необходимости отпраздновать юбилей московского самовара. Тем более что раньше в Москве был 121 производитель самоваров, а в Туле около 200 — не такая уж серьезная разница. А юбилей специалист предлагает отметить образовательной программой: провести познавательные уроки в школах и вузах, устроить праздники с увлекательными мастер-классами. С появлением электрочайника россияне стали забывать про некогда национальный нагревательный прибор, а зря.



Партнеры