Режиссер Юрий Быков: «Я не болею диссидентским тщеславием»

The New York Times включил фильм «Дурак» пятерку лучших кинолент года

15 декабря 2015 в 13:49, просмотров: 8913

Российский фильм «Дурак» режиссера Юрия Быкова занял четвертое место в рейтинге лучших кинолент года по версии издания The New York Times. Редкий случай, когда отечественную картину отмечает влиятельная зарубежная газета, и тем более, когда та попадает в верхние строчки списка. Впрочем, несколько лет назад «Левиафан», с которым сейчас авторитетный критик, писатель Стивен Холден сравнил «Дурака», уже засветилась в числе фильмов, которых, по мнению издания, стоит посмотреть всем. Однако, как сказал «МК» Юрий Быков, для него важнее оценка в России.

Режиссер Юрий Быков: «Я не болею диссидентским тщеславием»
фото: youtube.com
На фото: Юрий Быков

Пальма первенства в рейтинге The New York Times досталась картине с Руни Марой и Кейт Бланшетт «Кэрол». Второе место американская газета отдала комедии «Игра на понижение», а третье – драме «В центре внимания». «Дурак» на четвертой строчке, а замыкает топ-5 драма «Дневник девочки-подростка».

Фильм рязанского режиссера Юрия Быкова переносит зрителя в некий небольшой городок, где, кажется, живет один порядочный и честный человек — слесарь-сантехник Дмитрия Никитина, который учится на инженера-строителя. Среди ночи вызывают в общежитие, где прорвало водопроводную трубу. Приехав на место, он обнаруживает, что дом вот-вот должен рухнуть — ему осталось жить считанные часы. Молодой парень решает всех спасти — доходит до мэра и всего ее аппарата, но в итоге его чуть не убивают... Однако он сталкивается не только с чиновничьим и полицейским произволом, но и непониманием и неодобрением со стороны родителей, жены и жителей дома, которых он так самоотверженно хотел спасти...

Сравнение с «Левиафаном» вполне уместно — хеппи-энда тут нет, как бы ни хотелось. За рубежом, сначала в Европе, а теперь в Америке, картина имела большой успех. В России вызвала разные отклики. Не обошлось без «камней», который летели и в Звягинцева. И конечно, выводов о том, что на Западе фильм вызвал положительные оценки из-за политической конъюнктуры.

А как сам режиссер отреагировал на включение его фильма в топ-5 авторитетным американским изданием?

- Я примерно понимаю, что происходит на Западе с подобными картинами. Но где я – и где The New York Times? Конечно, не ожидал, - сказал Юрий Быков «МК». - Хотя я знал, что картина идет в прокате в Америке. Я мало тщеславный человек, не светский и, как Пушкин писал, хвалу приемлю равнодушно. Есть здоровье, силы, жизнь, чтобы делать фильмы, над которыми могут люди задумываться, и слава Богу. Я никогда не скрывал: для самое важное, чтоб мои фильмы в России смотрели, чтобы они помогали оценивать ту реальность, в которой мы живем, делать ее лучше. Но на родине к моему творчеству нет такого пиетета, как на Западе. И это отчасти связано с конъюнктурой и с отношениями Запада с Россией. Я не кричу от радости, иначе, получается, что я диссидент, что ли... Я в первую очередь хочу, чтоб меня здесь ценили. Картины, которые я снимаю, в стране пока воспринимаются как упражнения в прекрасном талантливого молодого человека, которого можно и не заметить. На Западе оценка выше, и это в каком-то смысле удручает. Поступают предложения снимать картины на Западе. Мое творчество связано с Россией. Я считаю себя русским человеком и мне важно, чтобы именно в России мое творчество оценивалось и «пригождалось».. Если западная оценка поможет обратить внимание на мои фильмы в России, то слава Богу. Если нет, то... Тем людям, которые оценивают мои фильмы на Западе, здесь не жить при всем уважение. Я не болею диссидентским западным тщеславием. Я не заигрываю с Западом. Я от себя не отделяю российскую реальность, потому что матерей не выбирают.

Впрочем, в России фильм тоже оценили. Так, на кинофестивале «Кинотавр»-2014 «Дурак» получил приз им. Григория Горина за лучший сценарий (Юрий Быков). Картина также была отмечена на кинофестивале в Локарно.

Комментирует кинокритик Антон Долин: «Думаю, это никак не связано с политической конъюнктурой. Фильм в доступной форме дает представление о многих вещах, происходящих в России. И не только в России. Подобные сюжеты можно снять и о других странах. Картина отличается хорошей актерской работой. Исполнитель главной роли получил Артем Быстров приз как лучший актер на кинофестивале в Лорнаке. Вообще этот фильм имел большой резонанс в Европе и вот сейчас попал в Америку. Думаю, сыграла свою роль определенная экзотичность материала и, возможно, какие-то ассоциации с произведениями Николая Гоголя, известного во всем мире. Качество актерских работ, интересный сюжет, достаточно энергичная режиссура Юрия Быкова. Поэтому меня лично этот выбор не удивляет. С другой стороны — это неожиданно, ведь не так часто российские фильмы попадают в обиход таких изданий, как The New York Times, прокатываются в европейских странах».





Партнеры