Платоновский фестиваль начнется с театра ласки

В Воронеже стартует один самых интересных российских фестивалей

Завтра в Воронеже откроется Шестой международный Платоновский фестиваль искусств, который продлится 12 дней. В нем участвуют артисты из 20 стран, представляющих четыре континента: Европу, Азию, Африку и Северную Америку. Программа из четырех направлений — театр, музыка, выставки и литература — мощнейшая: мировое искусство во всем многообразии форм и традиций. Ей могут позавидовать некоторые столичные и провинциальные форумы.

В Воронеже стартует один самых интересных российских фестивалей
Спектакль «Носороги». Фото: Julian Mommert

— Для меня особенностью этой фестивальной программы является акцент на театре, причем театре, выражающем себя самым разным языком: пластическим, визуальным, психологическим и так далее, — говорит Михаил Бычков, худрук Платоновского фестиваля. — Я горжусь программой, потому что никогда еще в Воронеже мировой театр не был представлен так ярко и многообразно.

Ярко — не то слово. Судите сами, откроется фестиваль спектаклем «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско в постановке Роберта Уилсона. Оказывается, Ионеско и Уилсон были знакомы: они встречались в Париже, где Ионеско и предложил американскому режиссеру поставить одну из своих пьес. Почти 45 лет понадобилось Уилсону, чтобы взяться за осуществление этой работы, он поставил «Носорогов» на родине драматурга — в Румынии, на сцене Национального театра города Крайовы.

Еще одно громкое имя — швейцарский режиссер Даниэль Финци Паска со спектаклем «Белое на белом». История строится вокруг двух персонажей — артистки и рабочего сцены, которая незаметно увлекает публику в сюрреалистическую вселенную и область воспоминаний. Спектакль создан в фирменной эстетике Финци Паски — в его неповторимом стиле, с легкостью и изяществом сочетающем элементы драмы, гротеска, цирка и акробатики. Сам Даниэль называет эту эстетику «театром ласки».

Параллельно в первый же день работы форума запускается выставочная программа с интереснейшими проектами. Первый — «Живу и вижу»: произведения художников-нонконформистов из коллекции поэта Всеволода Некрасова (совместно с ГМИИ им. А.С.Пушкина). Второй — «Театр Таирова и Коонен» — эскизы костюмов и декораций, реконструкции костюмов, макеты спектаклей, афиши и фотографии Московского Камерного театра.

Для меня особенно дорог такой проект с Бахрушинским музеем. Эти выдающиеся современники Платонова, как и Эйзенштейн — он представлен в нашем арт-центре «Коммуна», — серьезно дополнят именно платоновский контекст фестиваля.

В театральной программе Платоновского — двенадцать спектаклей, шесть из которых впервые покажут в России. Среди них «пластический» спектакль «Сплетение» хореографа Орельена Бори (Франция) в исполнении японской балерины Каори Ито. Это пластическое исследование взаимоотношения человека и окружающей его среды. Для этого между потолком и балансирующим в воздухе полом натянуты тысячи нитей: чтобы двигаться, танцовщице нужно войти в контакт с пространством, сплестись и стать одним целым.

«Идеальный сад». Фото: Bernhard Muller

Также впервые у нас будет показан «живой хореографический фильм» — «Идеальный сад» австрийца Криса Харинга. В таком «Саду» самый обычный ужин превращается в головокружительное путешествие в макро- и микрокосмос. Неопубликованная пьеса Генрика Ибсена «Сванхильд» в постановке норвежского режиссера Ларса Ойно, последователя «театра жестокости» и Антонена Арто. Закроется же фестиваль музыкальным спектаклем «Крокодил-обманщик / Дидона и Эней». Это постановка парижского театра «Буфф дю Нор», прославленного Питера Брука. Смелую трактовку знаменитой оперы Генри Перселла осуществили молодые режиссеры Самюэль Ашаш и Жанна Кандель. За музыкальную основу они взяли джаз, и певцы переходят от оперного пения к драматическим диалогам и актерской импровизации.

В традиционной «платоновской программе» в этом году три российских спектакля: «Епифанские шлюзы» из «Табакерки», «Чевенгур» театра «Около дома Станиславского» и «Платонов. Фро» Школы-студии МХТ. Также представлено будет два ярких российских спектакля прошлого года — «Три сестры» (Тимофей Кулябин, театр «Красный факел», Новосибирск) и «Пьяные» (реж. Андрей Могучий, БДТ им. Г.А.Товстоногова).

Музыкальная программа фестиваля имеет несколько форматов: концерты классической музыки, опен-эйры «Музыка мира», джазовый концерт у стен Рамонского замка и проект «Новые оперные имена Америки». Чего здесь только нет: совместный концерт скрипача Александра Ситковецкого и альтиста Максима Рысанова (Великобритания) с Воронежским академическим симфоническим оркестром; первое в России выступление «Камераты» Королевского оркестра Концертгебау. Авторский концерт композитора Беньямина Юсупова (Израиль) при участии Молодежного симфонического оркестра Воронежского концертного зала. Даже хип-хоп-опера «Город» из Израиля в постановке рэпера Амита Улмана. История о тщеславии, страсти и убийстве положена на ноты, а герои разговаривают со зрителем языком рэпа и бит-бокса, женский же вокал звучит под аккомпанемент гитары и синтезатора.

Два больших концерта «Музыка мира» под открытым небом: один из них пройдет в 12 км от Воронежа — в меловом карьере «Белый колодец», а второй опен-эйр — 12 июня в Зеленом театре Центрального парка города. В его программе — первое российское выступление трио Lau — «лучшей группы Великобритании», по версии The Guardian, и группы Violons Barbares (Болгария, Монголия, Франция). В проекте «Новые оперные имена Америки» примут участие молодые афроамериканские звезды оперной сцены, победители престижных конкурсов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27117 от 3 июня 2016

Заголовок в газете: Платоновский фестиваль начался с театра ласки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру