Открылась выставка Айвазовского: море накрыло Третьяковку

Самая масштабная экспозиция мариниста обошлась 200 работами

Одного русского художника можно наградить сравнениями на «п» в превосходной степени — плодовитый, популярный, похищаемый, подделываемый. Конечно, это Ованес Айвазян, в миру известный как Иван Айвазовский. Мастер, пишущий природу не с натуры, а из головы. Для его выставки — самого распиаренного и грандиозного проекта лета — Третьяковская галерея отобрала из 6000 более 200 (столько же лет отмечают со дня рождения Ивана Константиновича) разножанровых работ из 23 коллекций. Такой масштабной экспозиции у выдающегося мариниста еще не было! Похоже, что галерее на Крымском Валу придется усилить охрану, чтобы не повторилась история с выставкой Серова.

Самая масштабная экспозиция мариниста обошлась 200 работами

Погружение в водную пучину происходит у входа в экспозиционные залы, где группа современных художников «Синий суп» устроила видеоинсталляцию Черного моря. Ну а в полной красе морское раздолье предстает на стенах за стеклянными дверьми. Водная стихия здесь застигнута как в предрассветные, спокойные, нежно-розовые часы, так и в мрачные, при буре. На многих работах — хорошо знакомое Азовское море (с гуляющими вдоль берега, с суднами, мореплавателями и без). Но есть пейзажи и заграничных вод: Средиземного моря, Неаполитанского залива и даже Ниагарского водопада. Ведь Айвазовский — один из немногих художников XIX века, кому на государственном уровне устроили визит в США.

Кстати, Иван Константинович был ярым путешественником — в паспорте собрал 135 виз. Объездил почти всю Европу, где проходили его персональные выставки, приносящие мастеру существенный доход. Во время одного из таких путешествий художник чуть не погиб. Между Францией и Испанией, в Бискайском заливе, корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в жестокую бурю и только чудом не затонул. На следующий день парижские газеты вышли с заголовком о гибели Айвазовского.

Об этих и о многих других любопытных фактах его творчества на втором этаже рассказывают архивные материалы, портреты родных художника, фотографии. Здесь узнаем Айвазовского как редкого мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевую фигуру для города и Крыма в целом. Один из примеров его благотворительности — строительство в 1888 году водопровода в Феодосии, которая тогда испытывала нехватку пресной воды. Пользование водопроводом было платным, однако пить воду из фонтана на Новобазарной площади позволялось бесплатно. Рядом всегда стояла серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».

Помимо документальной составляющей на втором уровне попытались воссоздать кабинет мастера: от пола до потолка здесь разместили подзорные трубы, штурвал, звездный глобус, макеты кораблей, жалованную грамоту Александра II художнику. Впрочем, большинство живописных работ на выставке уходит корнями в царские коллекции. Императоры от Николая I до Александра III покупали их из рук мариниста. Но самая редкая картина — «У берегов Кавказа» — представлена после реставрации, никогда ранее она не показывалась публике. Соседствуют с ней рисунки Айвазовского, впервые представленные в количестве 55. Говоря об этом проекте, можно постоянно и справедливо употреблять слово «впервые», ведь подобного масштаба Иван Константинович еще не видывал.

Разговор с куратором выставки Галиной Чурак перед вернисажем:

— Галина Сергеевна, какую цель вы перед собой ставили?

— Мы хотели вновь обратить внимание современного зрителя к художнику, которому исполнилось 200 лет. Важно было разобраться: что сегодня Айвазовский, нужен ли он, или нет, как современный человек может воспринять и прочесть его полотна.

— Вот, например, посетитель останавливается перед самым хрестоматийным полотном — «Девятым валом». Понятно, что оно безумно зрелищное, но как прочесть его смыслы неподготовленному зрителю?

— С одной стороны, это романтический взлет, крещендо, но в то же время здесь таится смысл человеческого рока, судьбы. Возможности ее повернуть или спасти. Все картины Айвазовского можно исследовать с этой точки зрения. Даже «Черное море», где, кроме воды и неба, ничего нет, переполнено смыслами. Ведь вода — это безбрежный океан, океан жизни, так эту картину должен воспринять человек, прочитывая в ней созвучные сегодняшнему дню мысли.

— Почему Айвазовский не утрачивает актуальность?

— Его работы производят светлое впечатление и будят добрые чувства в душе человека — это то, что необходимо всегда.

...Пока в столице с размахом отмечают юбилей мариниста, на родине художника, в Феодосии, только собираются отремонтировать его музей, открытый еще при жизни мастера. Реконструкции он требует давно, но только сейчас, когда дело дошло до аварийного состояния (картины угрожает погубить сырость), пообещали взяться за ремонт. Сделают ли? Определенно сказать нельзя, зато легко предсказать, что картины Айвазовского продолжат отлично продаваться на арт-рынке. Средняя цена работы — $1 миллион. Этой суммы хватило бы на ремонт в музее, если не весь, то хотя бы на частичный.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27163 от 29 июля 2016

Заголовок в газете: Море Айвазовского накрыло Третьяковку

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру