Топ-лучших выставок месяца: «сексуальную» Марину Абрамович поздравили по-азербайджански

Перфоманс-художнику устроили сюрприз в честь 70-летия

Пока московские музейные флагманы предъявляют один за одним масштабные проекты, столичные галереи не сидят сложа руки. Берут в основном камерными выставками, которые количеством выигрывают у крупных арт-институций, а качеством – часто им не уступают. Вот подборка лучших таких экспозиций.

Перфоманс-художнику устроили сюрприз в честь 70-летия

Самая революционная. Что происходило с искусством в первые два десятилетия после революционных событий – рассказывает и показывает выставка «Новое искусство нового государства» галереи «Эритаж». Делает она это изысканно: в плане подборки вещей, их экспонирования и выстраивании диалога со зрителем как такого. Экспонаты представляют ключевые художественные явления времени – агитационное искусство, конструктивизм, советское ар-деко. Авторы небезызвестные: Родченко, Лентулов, Штеренберг, Анненков, Степанова, Древин...

Их супрематические и кубистические эксперименты в области живописи и графики приятно для глаза разбавляют редкие работы ведущих художников агитационного поля, отвечающих за архитектуру, скульптуру, дизайн, плакат, декоративно-прикладное искусство (кость, фарфор, лак, текстиль). Посреди всего этого аккуратно вкраплены уникальные предметы мебели из Дома на Набережной авторства Иофана, мемориальный кабинет НКО «Ворошиловский уголок», архитектурные проекты Щусева, Алабяна, Чечулина... Но апофеозом выставки становится занавес Большого по эскизу Федоровского, который первым в истории театра стал раздвижным.

Фото: heritage-gallery.ru

– Идея выставки состоит в том, чтобы дать возможность зрителю соприкоснуться с удивительными открытиями в русском искусстве, которые происходили благодаря появлению нового государства; оценить творческие замыслы и по-настоящему революционные произведения художников, архитекторов, всерьез верящих в построение нового, идеального, свободного мира, – объясняет куратор проекта Кристина Краснянская. – Сегодня, спустя 100 лет, мы можем, отбросив все лишнее, в новом ракурсе увидеть и вновь оценить тот уникальный масштаб русского искусства 1920-х – 1930-х годах, которое пережило последствия главной Революции ХХ века, вышло далеко за пределы России и Советского Союза и на сегодняшний день стало частью мировой истории культуры.

Самая оригинальная. Скроенные из чего попало рельефы городской повседневности и исторических событий, сложные скульптурные композиции людей самых разных призваний, зеркала с таинственными фигурами – это эксперименты Марии Кулагиной на выставке «В одной лодке» в галерее ARTSTORY. Герои художника выходят за рамы картин в реальное пространство, бесконечно проверяют границы между искусством и жизнью. Идея масштабного рельефа «В одной лодке», давшего название всему выставочному проекту, зародилась у Кулагиной очень давно. По ее словам, «родоначальников у этой идеи немало. С одной стороны, на поверхности недавние события с перевёрнутыми лодками-беженцами-людьми, гибнущими в море. Всё это не может «пройти мимо», и весь этот кошмар и ужас прорастает каким-то образом. С другой стороны, все мы воспитаны в том числе на традициях итальянских фресок. Образ ладьи, образ лодки, библейские сюжеты, Христос в одной лодке со своими апостолами. Но, главное, возможно, в том, что все мы оказываемся в одной лодке – в разных ипостасях. Кто-то кому-то помогает или, напротив, отстраняет, пытаясь выжить. За счёт себя или другого. Эта ключевая работа – про человеческие взаимоотношения, про страсти людей. И о любви, всех объединяющей».

Самая колоритная. Галерея "Фрагмент" показывает первую персональную выставку азербайджанского художника Фархада Фарзалиева. Его прежде всего интересует то, что принято называть национальной самоидентичностью независимого Азербайджана, который является его главной и недостижимой музой, чарующей загадкой, заставляющей каждый раз подбирать к ней новое решение. Поэтому и серия работ "С юбилеем, Марина" выглядит по-кавказски. Ее известный фотопортрет обрамлен самыми чудоковатыми рамками, которые только смогли себе представить работники азербайджанских типографий. Ведь именно на их вкус положился художник: «Марина – это удивительная женщина, которая и в 70 выглядит сексуально. Она идеально подходит для медиаобраза, так как ее лицо обезличено: она выглядит и как еврейка, и как русская, и как азербайджанка... Мне захотелось поздравить ее по-азербайджански, передав в подарке магию нашей страны».

Самая театральная. Театральный музей им. Бахрушина готовит ежегодную выставку московских театральных художников «Итоги сезона № 53». В комнатах и коридорах, где лишь частично восстановлен свет, наспех залатаны дыры и прикрыты изъяны, выставка «Итоги сезоны» предлагает игру в «переезд». Главные фактуры в оформлении: скотч, крафт, гофр картон. Упакованные предметы интерьера и мебели подготовлены к переезду. Но «жильцы» ещё здесь бродят из комнаты в комнату, смотрят кино, освещают фонариками тёмные углы и заглядывают в шкафы с опустевшими полкам А в пространстве то и дело возникают театральные эскизы, макеты, костюмы, фотографии… Это презентации проектов года корифеев сценографии Сергея Бархина, Владимира Арефьева, Станислава Бенедиктова, представителей следующего поколения Юрия Харикова, Татьяны Спасоломской, Алексея Кондратьева, молодых, но уже заявивших о себе художников Марии Трегубовой, Наны Абдарашитовой, Юлианы Лайковой...

Фото предоставлено пресс-службой музея

– Итоги сезона» – выставка на все времена, – говорит куратор проекта Инна Мирзоян. – От скромной, почти семейной – не более тридцати участников – экспозиции в Доме Актёра на Тверской до масштабных – более ста авторов – экспозиций в Новом Манеже… Выставка пережила пожар в 2004 году, давший повод грустно пошутить: «Каталог стал некрологом», но вновь возродилась, стала осваивать разнообразные площадки. Сейчас художники бесстрашно вторглись в пространство бывшей медсанчасти, переданное Бахрушинскому музею. Бывшие больничные коридоры, процедурные, лаборатории… Что общего у них с театральными эскизами, макетами, костюмами? И что ждёт в этом году «Итоги сезона» – шаг в новую жизнь, проверка на жизнестойкость, жестокая шутка, смелый эксперимент, неоправданный риск? Посмотрим!».

Самая стильная. В Центре фотографии им. братьев Люмьер впервые в России развесили снимки Джованни Гастела – одного из главных арт-фотографов современности. Большинство его работ создано по заказам ведущих журналов мод: Harper’s Bazaar, Vogue, Elle, Vanity Fair. Однако Гастел выходит далеко за пределы традиционного понимания модной фотографии, прибегая к разным художественным стилям: от Ренессанса до поп-арта. Так, образы моделей в некоторых сериях были вдохновлены классической итальянской живописью, в других — произведениями современного искусства. На выставке представлены серии с середины 1980-х годов до настоящего времени. Зритель увидит, как Гастел экспериментировал с фотографией и какие методы он применял в работе. У гостей появится возможность убедиться, насколько изменчиво и зыбко понятие о красоте. Известные модели, такие как Шалом Харлоу, Хейди Комарек, преображаются перед камерой Гастела, превращаясь в одиноких, испуганных персонажей произведений Франца Кафки.

Фото:lumiere.ru

Самая полезная. Галерея искусств Зураба Церетели 28 апреля представит благотворительный выставочный проект «LIVE LIFE», призывающий привлечь внимание к проблемам окружающей среды. Он уже объездил Берлин, Лондон и Париж, теперь – добрался до Москвы. В основу экспозиции легли предметы основательницы Фонда IDEA Лейлы Алиевой: яркие, романтические живописные работы, изображающие редких животных и птиц в сказочной, почти фольклорной манере. Это метафора, которая заставляет зрителя почувствовать хрупкость и уязвимость природы. Среди прочего развесят работы девяти молодых азербайджанских и российских художников, неравнодушных к проблемам окружающей среды. Зрители увидят био-арт скульптуры Ильи Федотова-Фёдорова, фотографии Виктора Семёнова, этнические мотивы в живописи Марьям Алакберли, орнаментальную керамику Наили Султан, видеоинсталляции Тимура Оздамирова, созданные из хлопка и бисера эко-скульптуры Устины Яковлевой.

Фото предоставлено пресс-службой РАХ. Работа Ильи Федотова-Федорова.

Самая неожиданная. Галерея pop/off/art представила персональную выставку Наташи Тарр, перспективной молодой художницы московской сцены. Она исследует существование человека с позиции бесконечного процесса конструирования некоего имиджа, реализуемого через постоянное «украшение» себя и своей среды обитания. Создает изображения, пластическое решение которых сначала может показаться нарочито декоративным, но при более близком знакомстве в них прочитывается социальный подтекст. В качестве основы для новой серии взяты популярные символы советской лагерной татуировки. Запечатленные на ткани, которая имитирует наволочки, в пространстве галереи эти символы сочетаются с фресками, иллюстрирующими классические сюжеты. Символы и аббревиатуры в татуировках, могут быть прочитаны неоднозначно – как первая буква имени, нецензурного слова или чего-то еще, в зависимости от того, что человек хочет увидеть.

Самая литературная. Государственный литературный музей вдохновился революцией, чье 100-летие отмечается в этом году, и предъявил, пожалуй, самый качественный и зрелищный проект за последние годы – выставку «Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года». Экспозиционное пространство разделено на 12 частей – 12 глав, у каждой из которых – свой герой, наиболее ярко отразивший в своих произведениях противоречивые события той эпохи. О судьбах Блока, Маяковского, Цветаевой, Ремизова, Горького, Алексея Толстого, Брюсова, Булгакова, Бунина, Гиппиус, Волошина, Луначарского узнаем через их рукописи, ценные издания, рисунки, иллюстрации, редкие личные вещи, как интимного, так и бытового характера. Достоинство проекта – революция не отбелена и не очернена, подтверждая отсутствие у нее одного цвета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру