Бугаев-Африка о встрече перед смертью Станислава Говорухина: «Схватил кремлевский телефон»

Герой «Ассы» оценил режиссера в кино и в политике

14.06.2018 в 13:14, просмотров: 58608

Смерть Станислава Говорухина стала горем для многих россиян — его фильмы вошли в киноклассику и стали любимыми для миллионов. Причиной смерти 82-летнего режиссера стала сердечная недостаточность — следствие тяжелой болезни (Говорухин перенес операцию по удалению легкого).

Одной из главных ролей Говорухина стала работа в фильме «Асса». Сергей Бугаев - Африка (мальчик Бананан) сегодня рассказал о последней встрече с режиссером: «В одной руке — трубка, в другой — кардиостимулятор».

Бугаев-Африка о встрече перед смертью Станислава Говорухина: «Схватил кремлевский телефон»
Кадр из видео.

Сергея Бугаева и Говорухина связал, что называется, «всем фильмам фильм» — «Асса», взорвавший в 1987-м мозг всем жителям пока еще Советского Союза. Причем в одной гостинице все сидели — Соловьев, Говорухин, Цой, Бугаев... какой букет! И что ни день — то новый поиск, новая творческая лаборатория, новая жизнь. О которой сейчас вспоминать легко и, увы, грустно.

- Сергей Анатольевич, видите, Говорухина не стало...

- Да я вообще... услышал сейчас. В себя прихожу. Буквально недавно его видел. Сижу, фотографии рассматриваю...

- На фестивале в Сочи встречались?

- Нет, был у него в кабинете, в Москве. Сразу заметил, что вот он сидит, а в одной руке — трубка, а в другой — кардиостимулятор. Какая-то взаимоисключаемость в этом была... видимо, недосмотр врачей. Сейчас-то что говорить...

- Ну в этой взаимоисключаемости — он весь! Очень живой. На экране в «Ассе» у вас было такое нервное противодействие, а как это было в жизни?

- Он был глубоким человеком и цельной личностью. Кто-то на него сейчас пытается набрасывать какие-то левые расклады, — тра-ля-ля, доверенное лицо, — всё это от полного непонимания его творческой эволюции. Ведь в 1960-е годы он был настолько «левым леваком», что нынешним и не снилось, нынешние леваки и не понимают — что это значит в те годы снимать Высоцкого в кино и делать всё так, как Говорухин делал.

- Да, «Вертикаль» — самое начало...

- Конечно. А что касается «Ассы», нашей работы с Говорухиным, то в ней удалось затронуть серьезные исторические потоки, пласты: ну представьте себе, в какой-то момент в гостинице «Украина» в Ялте в соседних номерах живут очень существенные деятели русской культуры конца XX века — Говорухин, Соловьев, Цой, Тимур Новиков... И не просто встречаются на съемочной площадке, а работают над фильмом, который, в отличие от советского кино, снимался в «живом эфире», тут же придумывались сцены, разыгрывались диалоги. Это было авангардистским новаторством того времени, потому что это было категорически неприемлемо в советских условиях.

- То есть практически на съемочной площадке все придумывалось?

- Не совсем на площадке, но, по крайней мере, гостиничные номера Говорухина и Соловьева — это были такие вставные вагоны, потому что мы-то, молодые, думали про себя, что это мы такие бескомпромиссные воины, а на самом деле мы встретились с людьми, которые были предыдущим поколением того же самого. Эту «Ассу» можно было бы назвать встречей поколений.

Поэтому у нас со Станиславом Сергеевичем сложились устойчивые отношения, которые длились последние 30 лет. Вот я к нему недавно и приехал в кабинет — просить, чтобы он поучаствовал в некой акции поездок по городам России в связи с 30-летием фильма «Асса». Чтобы мы с ним вместе находились на сцене.

Когда я собирался к нему, мне все говорили — «Да ну, ты чего, да он уже только с Путиным встречается». А я ответил: «Да ладно, бросьте вы глупости говорить, ерунду нести». И действительно, Говорухин меня встретил очень радушно. Я впервые в жизни попросил его помочь мне. Мгновенная реакция — хватает свой телефон на котором написано «Москва. Кремль», начинает звонить, писать бумаги... Извините, что такие детали.

- Да чего там.

- Просто глупо будет, если начну рассматривать теоретические аспекты его вклада в кинематограф, взаимосвязи его художественных фильмов и документальных, его попытку участия в выборах президента РФ. Он был во всем этом — полноценным, здоровым человеком.

Я помню очень злые моменты на съемках. Был такой момент, когда Говорухин меня топит, но на самом деле он при этом сам чуть не утонул. Потому что вода была — семь градусов. Представляете, что такое семь градусов?

Говорухин такой весь накачанный, взрослый, мощный, а я такой худой, слабенький, ему всего-то и нужно было меня чуть-чуть притопить. Но он начал топить, а я не тону, а он топит, а холодно все-таки... И когда мы выбрались из воды, тут стоял замечательный Леонид Ярмольник, который увидел каких-то зелено-синих граждан, достал бутылку водки и заставил нас с Говорухиным выпить по стакану. Хотя я сам человек непьющий. Но выпили. И это нас спасло. Иначе этот трагический день состоялся бы еще тогда. Не будем о грустном, поэтому...

- Говорухин как актер — менялся на площадке? Или оставался таким, как и в жизни?

- Вы знаете, вот он был как раз никакой не актер, это был абсолютно полноценный человек, стопроцентный. Который занимал по важнейшим вопросам важнейшие позиции. В частности, у нас в гостинице в тот момент разворачивалась симметричная фильму история, и наша с ним история в кино перекладывалась на реальную жизнь. Поэтому у нас там все было еще более загадочно и весело. Люди все были живые, девчата красивые, а он был тоже мужчиной привлекательным, и женщин очень любил. До последней капли крови. Вы извините, что накидываю пелену веселья, но на самом деле не до радости.

- Жизнь есть жизнь.

- Да, будем вспоминать и радоваться. Мы с ним много потом перемещались по кинофестивалям, в то время он еще жил в славном городе Одесса, принимал нас там нечеловеческим приемом, очень все было здорово и приятно, и будем надеяться, что вот на эти дни либеральная общественность попритихнет, учитывая мистический переход людей из одного состояния в другое. И от нас живущих — в момент этих мытарств — зависит, куда попадет душа усопшего, и я надеюсь, что душа Говорухина, при поддержке огромного числа людей, окажется за пазухой у Отца нашего Небесного.

***

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в Госдуме говорил о Станиславе Говорухине со слезами на глазах.

«Ушел из жизни талантливый режиссер, очень яркий художник, великолепный актер, интересный и умный политик. Страна потеряла одного из самых ярких своих граждан.

Мы с ним дружили много лет, и я ему обязан очень многим. Он был одним из первых деятелей культуры, который протянул мне руку в 91-м году, в трудное время. Он понимал, что его фильм «Так жить нельзя» сыграл свою негативную роль в развитии событий, в истории страны, и как бы извинялся за него своим следующим фильмом «Ворошиловский стрелок»…

Станислав Сергеевич вступил в Народно-патриотический блок, активно помогал мне на президентских выборах 1996 года вместе с другим замечательным режиссёром Владимиром Меньшовым. Вместе со мной он проводил тогда в Думе пресс-конференции, когда нам перекрыли все доступ на телеканалы, радио, и требовал настоящей свободы слова.

Мы были в «Снегирях» соседями и регулярно встречались за чашкой чая, рюмкой водки и бильярдным столом. По сути, он был моим тренером в этом виде спорта…

Станислав Сергеевич прекрасно знал русскую литературу, цитировал кусками на память…с ним было очень интересно разговаривать.

Болезнь его достала. Мы много с ним общались в последнее время. К сожалению, такие формы рака ещё не лечатся…

Мы потеряли достойного товарища и великого гражданина».

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, также высказался о смерти режиссера.

«Сегодня мы узнали скорбную весть о кончине Станислава Сергеевича Говорухина. Почти все созывы мы были вместе… Это был известный деятель культуры, общественный деятель, возглавлял Комитет по культуре долгие годы. У всех он пользовался высочайшим авторитетом. В самые трудные годы он возглавлял думскую Комиссию по событиям на Кавказе (парламентская Комиссия по расследованию обстоятельств начала первой чеченской войны работала под руководством Станислава Говорухина в середине 90-х годов - «МК»)…

Он всегда выглядел бодрым, твердым человеком, со своими твердыми убеждениями. Мы все скорбим…

82 года - это долгая жизнь, но у него ещё был резерв, и он мог бы быть с нами ещё лет 10. Он никогда не был сторонним наблюдателем событий, мы слышали его голос в зале заседаний, его позицию… Долгая память сохранится о нём».

Сергей Миронов, лидер фракции «СР», сказал: «Ушёл из жизни человек-легенда, великий режиссёр и законодатель. Это был незаурядный человек. Мы знаем его культовые фильмы - «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину». Он был прекрасным актёром, и, мало кто знает, но и прекрасным живописцем, человеком своей эпохи. Навсегда светлая память о Станиславе Сергеевиче останется в наших сердцах. Мы скорбим.»

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков передал журналистам слова соболезнования Владимира Путина: глава государства считает Говорухина гениальным режиссером и отдает должное тому, что Станислав Сергеевич всегда отстаивал свою точку зрения и воплощал ее в жизнь.

* * *

О Станиславе Говорухине рассказал его ученик и многолетний помощник — детский писатель и драматург Илья ИЛЬИН-ЧВЫР:

— Для меня Станислав Сергеевич был Учителем — в жизни, кино, литературе — и навсегда останется самым дорогим человеком. Несмотря на свою строгость и требовательность, он мог быть мягким и заботливым. Обладал невероятным чувством юмора, но иногда обижался как ребенок. У него был сильный характер. Когда его критиковали за деятельность в Госдуме, он говорил: «А кто, если не мы? Что-то же надо делать — не только творчеством заниматься. Если я могу сделать что-то полезное в политике, то сделаю». Деловые качества у него всегда преобладали. Он был очень щепетильным в отношении того, что мог сделать в культуре.

Несмотря на свое кажущееся отчуждение (а кто-то даже считал его эгоистом), Станислав Сергеевич очень многим людям и организациям помогал. Когда он избирался депутатом от Минвод, его стараниями, в том числе и материальной помощью, была восстановлена галерея Пушкина в Железноводске. Он являлся председателем попечительского совета музея Ярошенко в Кисловодске. Благодаря его усилиям отреставрировали старинный особняк, в котором жил и творил художник. Он не отказывал людям, которые обращались к нему по разным вопросам, иногда не связанным с культурой, поддерживал пожилых актеров, кому-то помогал в организации похорон…

Когда он раскрывался, то оказывался совсем другим, не таким, каким часто казался на публике. Он любил анекдоты, умел их рассказывать так, что мы смеялись до колик.

Куда бы ни приезжал (а я сопровождал его на протяжении 25 лет в поездках по разным городам России и за границей), он не пропускал ни одну художественную галерею, ходил в музеи и на выставки, любил общаться с художниками. Он же сам писал картины. Я организовывал его выставки по России. Мы храним журналы, в которых люди писали отзывы. Станислава Сергеевича хорошо принимали всюду. Людей, которые его любили, было гораздо больше тех, кто считал, что он, извините за грубое слово, скурвился, уйдя в политику.

Говорухин снимал «Ворошиловского стрелка» в Калуге, а происходило это в течение трех месяцев, пока продолжались парламентские каникулы. Так родилось название «Парламентские каникулы», которое мы потом использовали на выставках.

У Станислава Сергеевича было удивительное чувство сопричастности. Он никогда не был равнодушным. Все пропускал через себя, но виду не подавал. Хороший он человек! Он меня воспитывал, был вместо отца все 25 лет, и я ему очень благодарен за это. Мне его будет не хватать.

Мы познакомились в 1994 году. К тому времени я уже окончил Высшие сценарные курсы, начал писать сценарии. С одним из них — по «Мастеру и Маргарите» — пришел к Станиславу Сергеевичу. Он прочитал и сказал, что все замечательно, но снимать не будет, потому что книга гораздо лучше, и кто бы ни брался за ее экранизацию, она всегда проигрывает роману Булгакова. У нас со Станиславом Говорухиным есть совместный сценарий «Французская кадриль». Кто-то его даже сейчас снимает. Говорухин хорошо писал. Книги у него замечательные. Вышел двухтомник «Черная кошка».

Станислав Сергеевич был очень одаренным человеком. Любил жизнь, ценил ее, сам умел радоваться и приносить радость близким людям.

* * *

О мастере вспоминает киновед Кирилл РАЗЛОГОВ:

— Станислав Сергеевич — фигура уникальная, поскольку на протяжении своей долгой жизни и карьеры он постоянно оставался в центре общественного внимания по самым разным поводам. От характерного актера, режиссера, одессита (начинал на Одесской киностудии), создателя фестиваля «Золотой Дюк», адепта развлекательного кинематографа — до создателя произведений, которые оставили заметный след в истории отечественного кино- и телеискусства. Главное из них, конечно, «Место встречи изменить нельзя»…

— Но его нельзя назвать режиссером одного фильма?

— Нет, конечно. Он был очень увлекающимся. Это режиссер и актер большой карьеры. Когда все разваливалось и все начиналось сначала, его главная роль в «Ассе» Соловьева, бесспорно, была знаковой. С возрастом он остепенился, но тем не менее все равно сохранил в себе это жизнелюбие, жизнеутверждение, которое видно и по последним работам. Да, в последние годы он был известен как политический деятель, доверенное лицо Путина. И надо сказать, что он использовал свои возможности на благо того искусства, которому отдал жизнь, помогая коллегам.

Не со всеми его точками зрения можно было согласиться, не всем нравились его фильмы, хотя, скажем, его экранизация Довлатова не уступает картине Алексея Германа. Он оставался человеком талантливым, но в силу изменившейся ситуации его фильмы пользовались успехом в основном на телеэкранах — поскольку были камерными и локальными. Он до самых последних дней вел активный образ жизни. Так что в этом плане ему можно только позавидовать. Он прожил яркую, многообразную и активную жизнь.

Карен ШАХНАЗАРОВ тяжело воспринял уход друга:

— Это очень тяжелая утрата для всех и для меня лично, потому что нас со Станиславом Сергеевичем связывали теплые и дружеские отношения. Я относился к нему с огромным уважением и восхищением. Для нашей культуры Говорухин многое значил. Он царил на протяжении, наверное, сорока с лишним лет не только как замечательный режиссер, но и как выдающийся общественный деятель. Он оказал огромное влияние на наше общество и страну, много полезного сделал в Государственной думе. Его публицистические картины в свое время имели огромный резонанс. Можно смело сказать, что Станислав Говорухин — не только большущий мастер кино, но и крупный политический деятель. Я думаю, что его уход — большая утрата для всего российского народа. Приношу соболезнования его супруге Гале, его внукам, всей семье, всем близким людям, которые с ним были связаны.

Мы тоже были очень близки, дружили и часто встречались. Слава был замечательным человеком — веселым, обаятельным, с огромной эрудицией. Он прекрасный рассказчик. Наизусть читал стихи Блока и целые куски прозы Гоголя. Необыкновенной культуры и образованности человек. При этом Станислав Сергеевич любил застолья. Мы часто с ним ходили куда-нибудь — посидеть, поговорить… Он во всех смыслах был совершенно необыкновенным человеком и оказал на меня огромное влияние. Станислав Сергеевич был старше, относился ко мне дружески. Я многое от него почерпнул. У него ведь был колоссальный жизненный опыт и необыкновенно глубокий взгляд на жизнь.

Вчера, когда пошли слухи о его смерти, которые не подтвердились, мне казалось, что все обошлось. Но так устроена жизнь, что ей приходит конец, и ничего с этим не поделаешь. Его земное существование закончилось, но осталось колоссальное наследие, которое еще будет много раз востребовано.

Станислав Говорухин останется в нашей памяти. Его влияние никуда не уйдет. Его замечательные картины будут жить, и зрители будут их смотреть. Он останется с нами. В конечном счете режиссер остается в его фильмах, а их у Славы, слава богу, много.

Читайте материал «Станислав Говорухин впал в бессознательное состояние, вчера уже не разговаривал»

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.



Партнеры