“Да у нас все из аула: и Темирканов, и Гергиев!”

Останется ли Марк Горенштейн на посту главного дирижера Госоркестра?

Все надеялись, что хоть в этот раз конкурс Чайковского обойдется без скандалов на ровном месте. Так нет — худрук Госоркестра Марк Горенштейн на репетиции с виолончелистом-финалистом Нареком Ахназаряном обратился к своим оркестрантам с речью: “Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот “аул”; вы должны играть со мной”. Горенштейна тут же сняли с конкурса. Под нажимом он извинился. Но все идет к тому, что так глупо оброненное словцо будет стоить Марку Борисовичу как минимум поста в Госоркестре. В Европе бы за это...

Останется ли Марк Горенштейн на посту главного дирижера Госоркестра?
Вдохновенный Нарек Ахназарян. фото: оргкомитет конкурса им. Чайковского

…Начнем, впрочем, со скандала менее значимого — в первый день III тура, когда в зал под аплодисменты входило уважаемое жюри (в составе которого Мацуев, Донохоу, Бронфман и Ван Клиберн), группа активистов стала истошно орать с балкона: “Лу-бян-цев! Лу-бян-цев!”. Всем жаль, что пианист Лубянцев слетел (равно как Копачевский, Кунц и др. ), но никогда за всю историю конкурсов нажим на жюри никакой пользы не приносил. Вспомните Коробейникова, которого все зажалели до такой степени, что… не надо ни из кого делать “обиженных”, а то это звание становится пожизненным.

Теперь о Горенштейне. Неприятно бить лежачего. Марка Борисовича и без того многие не жалуют, но здесь к его “чувству юмора” примешивается политика. И прецедент уже был: несколько лет назад в Малом театре проходили гастроли театра Додина со спектаклем “Жизнь и судьба”. И в антракте Лев Додин случайно услышал, как сотрудница Малого в чине замдиректора бросила фразу вроде “как же меня достали эти евреи!”. Додин не стерпел: министр Авдеев уволил даму в пять минут. Тогда ее слова слышали единицы, нынче — благодаря интернет-трансляции — целый свет. Для “МК” ситуацию комментирует композитор Александр Чайковский:

— Это недопустимо. Причем не важно, конкурс это или не конкурс. Если ты взялся играть с кем-то — терпи, сожми губы и не комментируй. Выполни долг. Или не играй вовсе. Кто вообще не из аула? Все мы из аула. У нас и Гергиев из аула, и Темирканов из аула, все…

Удивительный Марк Горенштейн. фото: Сергей Иванов

— А певцы — либо Сибирь, либо Кубань, степь да хутора…

— Про певцов и речи нет… К тому же Нарек — прекрасный виолончелист, играл на открытии Большого зала консерватории. Единственный от Армении в финале, вся страна за ним смотрит.

— Вот вы знаете западную практику. Случись такое в Германии, во Франции…

— А вы вспомните пример с модельером Джоном Гальяно. Это суд. Уж, во всяком случае, точно б отстранили от оркестра. Марк, конечно, ничего не имел в виду, но…

— Обязательно ли надо снимать его с оркестра?

— Я очень ему сочувствую, но, боюсь, в данной ситуации другого выхода может не быть, учитывая обстановку в стране. Ведь непонятно, к чему это приведет, штука непрогнозируемая… Чудовищный, неосознанный политический ляп — зачем сморозил? А за политические ляпы и послы, и министры иностранных дел летят без разговоров. Мало того, этот “аул” подставляет весь конкурс. Ведь если участник (в данном случае Нарек) получит лишь пятую премию, то всегда сможет сказать: я плохо сыграл, потому что мне дирижер испортил настроение.

— Или, наоборот, если он получит первую премию…

— Ну да, все вокруг закричат: это ему дали, чтобы утешить и сгладить! Обидно, что потом конкурс будут вспоминать по этому скандалу. У питерских дирижеров, которых я знаю, возмущению нет предела, люди в шоке. Боюсь, Марку Борисовичу будет тяжело, как бы его не сделали козлом отпущения и по другим эпизодам.

На сайте оргкомитета КЧ висело заявление о том, что слова, унижающие человеческое достоинство, разрушают творческую атмосферу. После того как Горенштейн извинился и исчез, текст на сайте поменялся: “В связи с болезнью Марка Борисовича…”. В Госоркестре ответ также лаконичен: “Горенштейн — на больничном, никакой другой информации нет”.

Последнее, что мы сделали, связались с посольством Армении в Москве: благородные армяне оказались куда менее кровожадными, чем вся музыкальная общественность.

— Есть ли в Армении аулы? — спрашиваю у советника посла по информационным вопросам г-на Джамбазяна.

— Естественно, нет, о чем и речь, — смеется тот, — мы полностью поддерживаем решение оргкомитета конкурса им. Чайковского о недопустимости подобных действий. Дополнительно могу сказать, что Нарек Ахназарян, несмотря на свои 22 года, является одним из талантливейших армянских музыкантов. Он был лауреатом премии Президента Армении 2007 года, победителем других международных смотров… Досадно, что это произошло, но нагнетать не стоит — достаточно заявления оргкомитета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру