«Гоголь» напоследок одарил слезами

Впервые в новейшей истории: театр закрыт. Что дальше?

Героем минувшего уик-энда, безусловно, стал Театр Гоголя. В субботу здесь сыграли последнюю премьеру, а в воскресенье вообще дали «крайний» спектакль, в финале которого труппа простилась со зрителем. Дальнейшие события непредсказуемы. Поэтому зафиксируем момент — художественный и человеческий. Тем более что и тот и другой достойны внимания.

Впервые в новейшей истории: театр закрыт. Что дальше?
Ведущая актриса Светлана Брагарник.

Итак, премьера, как это ни парадоксально звучит, закрывает, а не открывает или продолжает жизнь театра. Может, от понимания этого — полный зал: здесь и болельщики, и сторонники переформатирования театра. Цветы, возбуждение.

На сцене — пьеса «Мистраль» Ольги Кучкиной о последних днях художника Ван Гога. История серьезная, трагическая. Причем постановка не Сергея Яшина, отставленного еще в августе, а Сергея Сорокина. На документальной основе (письма Ван Гога к младшему брату) Кучкина точно выстроила драматургию последних дней гениального художника. Режиссер Сорокин перевел ее в постановку, следующей традиции психологического театра, где на глазах у зала произошло буквально открытие (окупившее некоторые недостатки премьеры). Это открытие связано с исполнителем главной роли — Александром Мезенцевым. Неврастеник по амплуа, он удивительным образом без особого грима оказался похож на Ван Гога.

А нервическая, но без экзальтации игра завораживала с первого его появления (когда в толпе жителей прованского городка Арля он ждет Гогена). И эта тонкая передача натуры незаурядной личности, которого современники называли сумасшедшим, а потомки — гением, держалась на высоком градусе без повышения голоса, без срывов два с лишним часа. В диалогах и спорах с Гогеном, в монологах, в боли и муках от непонимания, от разрывающей его умственной болезни. Перед нами был актер европейского класса, блестяще справившийся со сложной ролью. Но какова будет его судьба в дальнейшим в связи с закрытием театра? Видел ли эту работу новый худрук? И намерен ли занимать артистов, которые партнерствовали с Мезенцевым, тоже весьма приличные? Одни вопросы.

А воскресенье стало самым грустным днем в истории Театра Гоголя. Время — без пятнадцати семь, крыльцо непривычно ломится от поклонников с букетами. Удивило только, что в кассу стоят 2–3 человека, а в окошко администратора — добрая сотня. В фойе ощущалось явное напряжение: зрители ходили от портрета к портрету, всматриваясь в глаза актеров. Тут же — столы, подписные листы, предлагается оставить свой голос против развала театра... многие оставляют, аккуратно вписывая мобильный телефон.

Итак, начали. «Ночь перед Рождеством» — задорный спектакль с песнями и плясками, хорошая работа со сложным текстом, изысканные пьяные сцены... Весь персонал смотрит спектакль с балконов, где стоят софиты. Многие снимают на видео; однако при желании сфоткать со вспышкой к зрителям раз двадцать подбегали капельдинерши, угрожая отобрать технику. Но вот и финальные аплодисменты: митингов не было. Один из главных исполнителей просто подошел вплотную к залу: «Спасибо вам огромное и... разрешите подарить вам цветы. От нас». Актеры стали красиво кидать в зал розы. Буквально шквал аплодисментов. Искренние слезы на глазах артистов. Гневные реплики зрителей в адрес нового руководства и московского начальства. Необычное получилось прощание: зрители ловили алые розы, а затем швыряли их снова артистам. Вся сцена уже устлана. Ведущая актриса Светлана Брагарник медленно положила две розы на сцену. Плачет. Все обнимались под нестихающие овации. «Мы надеемся, что Вера, Надежда и Любовь спасут нас», — сказал напоследок старейший представитель театра. А затем артисты просто ушли, и пока они не скрылись из глаз, зал провожал их под печальную музыку...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру