На «Золотой маске» вкусили запретной любви

Хороша сама идея — знаменитую оперу Доницетти переделать в комический балет

То, что первым спектаклем фестиваля «Золотая маска» оказался балет нового худрука Екатеринбургского академического театра оперы и балета Вячеслава Самодурова «Amore buffo», не кажется случайным. Театр только отметил свое столетие, а в «золотомасочных» номинациях так ни разу и не побывал. Эксперты, выдвигая «Amore buffo» в пяти номинациях, думается, были далеки от того, чтобы вернуть должок, подверстываясь к столь круглой дате.

Хороша сама идея — знаменитую оперу Доницетти переделать в комический балет

Amore buffo с итальянского переводится как «забавная любовь», и балет действительно заслуживает того: он довольно забавный и оригинальный. Хотя для самого балетмейстера (в частных «масочных» номинациях он выдвинут как хореограф) и новоиспеченного худрука это первый полномасштабный проект. Имя 38-летнего Самодурова широко известно в балетных кругах — но не как хореографа, а как одного из самых талантливых балетных премьеров своего поколения. Не удовлетворившись академической рутиной Мариинки, он перешел в Национальный балет Нидерландов, затем стал премьером английского Королевского балета. Но как хореограф лишь экспериментировал: поучаствовал в хореографических мастерских Большого еще при Ратманском и поставил не очень удачно претенциозную одноактовку для Михайловского театра. Зато в своем первом двухактном спектакле для Екатеринбурга смог раскрыться.

Во-первых, хороша сама идея — знаменитую оперу Доницетти переделать в комический балет. Финальный любовный дуэт здесь идет, например, под музыку к популярнейшему романсу Неморино — арии «Una furtiva lagrima» («Одна слезинка украдкой»). Сюжет немного переделан, но в целом сохранен, и действие разворачивается не в деревушке близ Флоренции, а в большом мегаполисе (художник-постановщик Энтони Макилуэйн). Неоновые очертания высоток и архитектурная конструкция в два этажа переносят зрителя в современные лондонские кварталы, в которых орудуют подростковые банды райтеров, расписывающих граффити все, что попадется под руку. Вслед за ними незадачливый влюбленный Неморино повсюду выписывает краской имя возлюбленной, кокетки Адины (номинация «лучшая исполнительница» — Елена Воробьева). Удачно вписываются в танцевальную ткань спектакля и костюмы Эллен Батлер: балетные трико и платьица удивляют прекрасным сочетанием современности и классики.

Балетмейстер музыкален и способен придать спектаклю праздничную атмосферу. В этом ему активно помогают с энтузиазмом осваивающие непривычные для себя балетные новшества кордебалетные танцовщики. Выдвинутый на «Маску» как лучший исполнитель Андрей Сорокин (Неморино) тоже на своем месте — обаятелен, неплохо скоординирован и способен решать поставленные балетмейстером задачи.

Успеху спектакля способствует и комический сюжет (либретто по мотивам Феличе Романи написал сам Самодуров). Как и в опере, завоевать девичье сердце главный герой пытается с помощью так называемого любовного эликсира, который якобы гарантирует успех у женщин. На деле это обычное вино, которое торговец Шарлатан (в опере это лекарь Дулькамаро) выдает за чудодейственное средство. Напившийся престарелый Амур пускает стрелу в портрет отвергнувшей его возлюбленной — эдакой перезрелой дородной матроны, но попадает в уличного шалопая Неморино. Вертлявую же Адину ни неповоротливый Амур, ни его сподручные молоденькие Амурчики, взявшие в помощники крылатого Пегаса (соединенного, как обычно, из двух человек) догнать не могут, создавая многочисленные комические ситуации. В результате все, конечно, устраивается: героиня достается Неморино. И старый Амур сполна получает причитающуюся ему долю семейного счастья. И дело тут совсем не в «волшебном эликсире», а в силе любви, которая неподвластна рациональным объяснениям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру