Кризис Кипра сыграл на руку русским коллекционерам

34-й Антикварный салон открылся в Москве с аншлагом

«Кому билеты на Салон? Отдам за 400 рублей, а в кассе 500!», - суетятся спекулянты у входа в ЦДХ. А внутри уже людей полным полна коробочка: свободных мест в гардеробе нет (несмотря даже на дополнительное место для верхней одежды, специально выделенное для гостей антикварной недели). На 34-м Салоне выставляются больше 250 галерей. 20 стендов на смотре — тематические. И несмотря на то, что в последнее время мировой арт-рынок демонстрирует некоторый спад, сейчас антиквары в приподнятом настоянии. «МК» приценился к раритетам и узнал, о чем говорят коллекционеры в кулуарах.

34-й Антикварный салон открылся в Москве с аншлагом
Французские индустриальные часы.

Глава Антикварного салона Василий Бычков приводит неутешительные цифры. Мировой арт-рынок демонстрирует спад — продажи сократились на 7% (общий оборот за 2012 год составил 43 млрд евро). А число галерейных сделок в 2012 году уменьшилось на 4% по сравнению с 2011 годом и на 30% по сравнению с рекордным 2007-м. И тем не менее, не все так плохо. В антикварных кругах самая обсуждаемая тема — кризис на Кипре. Он, как ни странно, сыграл на руку отечественным галеристам.

Кризис Кипра сыграл на руку русским коллекционерам

Кризис Кипра сыграл на руку русским коллекционерам

Смотрите фотогалерею по теме

Замораживание вкладов на Кипре подталкивает людей искать более надежные сферы инвестиций, одной их которых остается антиквариат. Очевидно, что сейчас люди хотят больше вкладывать в шедевры, в первые имена. С другой стороны наши бизнесмены, счета которых оказались заморожены в кипрских банках, не исключено, начинают продавать какие-то произведения, - уверена научный сотрудник отдела экономики искусства и культурной политике ГИИ (Государственного института искусствознания) Инна Пуликова, незадолго до салона организовавшая круглый стол «Антикварный рынок России: вопросы развития и исследования».

О том, что отечественный рынок далек от кризиса, свидетельствует (кроме популярности нынешнего салона) и уровень цен на художников, знакомых каждому с детства по учебнику «Родная речь». Так, малюсенький рисунок «Крымский берег» Айвазовского (6,5 на 10,5 см) в увесистой позолоченной раме стоит $40 тысяч. Сложно представить, как эксперт анализировал подлинность такой крохи, но экспертное заключение к работе прилагается (как и ко всем, что представлены на салоне). Айвазовский по-больше (23 на 17,5 см, картина «Маяк в Венеции») стоит $170 тыс. А цены на большие марины мастера колеблются от одного до полутора миллионов долларов. Стоимость на других художников «первого ряда» не уступает именитому автору: цены на Шишкина, Репина, Клодта, Лагорио начинаются от $700 тыс.

Эта лестница XIX века, привезенная из Запфадной Европы, стоит $12 тыс.

На живопись старых мастеров всегда есть спрос, но искусство ХХ века тоже пользуется популярностью, тем более, что цены на него ниже. Речь не только о живописном искусстве, но и о фотографическом. Например, галерея «Русский авангард 10-30 гг.» выставляет знаменитое фото Сергея Есенина, опубликованное во многих его стихотворных сборниках. Снимок Николая Свищева-Паоло стоит 90 тыс. рублей. А фотографии Александра Родченко на том же стенде — по 75 тыс.руб.

Ажиотаж чувствуется вокруг тематических экспозиций салона. В первую очередь публика спешит на спецпроект «Обед в высочайшем присутствие», посвященный 400-летию династии Романовых. Здесь можно найти самые разные меню 1870-1910-х годов, в том числе (и это главные экспонаты) коронационные. Эскизы к ним делали первые художники своего времени — Виктор и Апполинарий Васнецовы, Альберт Бенуа, Василий Поленов, Николай Каразин.

Среди других тематических стендов вделается коллекция Александра Никольского. На столе в виде железнодорожных рельс, уходящих в картинку на стене, изображающую прибывающий поезд, выставлены индустриальные часы. Формы из самые разные: тикающие мельницы, корабли, дирижабли, маяки, автомобили и даже целые вокзалы. Каждый экспонат не только показывает время, но и оснащен забавными механизмами. Например, если завести часы-вокзал, мимо его миниатюрного перрона поедет маленький поезд. Все они сделаны во Франции в то время, когда технический прогресс стал входить в привычную жизнь людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру