Михаила Нестерова явили в Третьяковке

К 150-летию мастера открылась масштабная ретроспектива

В то время, когда Россия закипала революционными настроениями, он писал тихие пейзажи, скромных послушниц и задумчивых священников. И чем больше испытаний судьба посылала Михаилу Нестерову, тем более лиричной становилась его живопись, а его персонажи — молчаливее. 150-летие мастера страна отметила серией выставок, последняя из которых — и самая полная — открылась в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

К 150-летию мастера открылась масштабная ретроспектива

Празднование юбилея мастера началось в прошлом году с ретроспективы в Русском музее, затем выставка переехала на родину Нестерова, в Уфу, и вот наконец добралась до Москвы. Крупнейший проект года Третьяковской галереи «В поисках своей России» собрал около 300 живописных и графических работ художника из 24 музеев и 10 частных собраний. К премьере опубликован значительный каталог-альбом, собравший последние исследования творчества мастера. Открывает ретроспективу самый известный цикл Нестерова, посвященный Сергию Радонежскому, «лучшему человеку древних лет Руси». Ключевая работа серии «Видение отроку Варфоломею» — на самом видном месте. Сюжет, взятый художником из «Жития преподобного Сергия», написанного Епифанием Премудрым в ХV веке, знаком каждому со школьной скамьи. Но далеко не каждому известно, как и почему Михаил Нестеров пришел к этим духовным идеям.

Некоторые из ученических опытов Нестерова музей показывает впервые — как раз к юбилейной ретроспективе в ГТГ поступило 14 работ художника, принадлежавших его внучке Ирине Шретер и другу — архитектору Алексею Щусеву. Портреты и бытовые сцены из жизни москвичей написаны хорошо, но в них нет той лирики, которая сделала мастера одним из самых известных художников своего времени. Зато национально-романтический символизм легко читается в более поздних работах — в эскизах храмовых росписей, которыми много был занят Нестеров, в его серии о русских женщинах, изображенных в состоянии «внутренней молитвы», и, конечно, в его монументальном полотне «Душа народа» (1914–1916), которое замыкает цикл о Сергии Радонежском и которое сам Нестеров считал вершиной своего творчества. В этом крестном ходе за юным отроком следуют царь и патриарх, воевода и юродивый, медсестра и солдат, покалеченный войной, Достоевский, Толстой и Соловьев. «Все они идут к совершенству, которое Нестеров видел в Христе», — убеждена Лидия Иовлева, зам. директора Третьяковки. Эта работа как никакая другая показывает главную тему художника — поиск духовной истины, своей России.

После революции Нестеров стал больше писать портреты, они выходили у него изумительно, особенно его любимая модель — старшая дочь Ольга. Он никогда не принимал заказы — писал по велению сердца. За один из своих портретов — физиолога Ивана Павлова — получил Сталинскую премию в 1941 году, за год до смерти. Но это не значит, что глубоко религиозный художник был обласкан советской властью. В 1938 году он был арестован и провел две недели в Бутырке, а его зять, видный юрист Виктор Шретер, тогда же был обвинен в шпионаже и расстрелян. И все же Нестеров до конца остался верен своим идеям: он смиренно принимал испытания, как и его герои, и не уставал поэтизировать Святую Русь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру