Александра Бенуа вернули в Москву

Впервые за 40 лет в России открылась крупная выставка художника

Сложно переоценить тот вклад, который сделал в отечественную культуру Александр Бенуа — один из основателей объединения «Мир искусства», замечательный художник, из-под чьей кисти вышли иллюстрации к пушкинскому «Медному всаднику», директор Эрмитажа, театральный деятель, один из идеологов «Русских сезонов» в Париже... И тем не менее, крупных персональных выставок художника не было в России больше 40 лет. Напомнить о мастере сейчас решила Наталья Курникова, директор галереи «Наши художники». На открытие выставки «100 работ Александра Бенуа» побывал «МК».

Впервые за 40 лет в России открылась крупная выставка художника
Бенуа. Автопортрет.

Галерея «Наши художники», которая не так давно переехала с Рублевки на Остоженку, специализируется на показе художников-эмигрантов. Александр Бенуа безусловно вписывается выставочную модель, выбранную Натальей Курниковой. В 1926 году художник отправился в командировку за рубеж и больше не возвращался на родину. Он жил в Париже и умер там в 1960-м году. Однако в отличие от других выставочных проектов галереи, этот собран отнюдь не только из работ эмигрантского периода мастера. На выставке представили и ранние работы Бенуа, и поздние. В каждой из них легко угадывается рука мастера, тем более, что выставлены самые известные его серии. Например, знаменитые иллюстрации к «Медному всаднику». Первоначально художник сделал 32 рисунка тушью, имитирующие гравюру, но их отказались издать. Впервые серию опубликовали в 1903 году в журнале «Мир искусства», одним из основателей которого был сам Бенуа. Помог издать иллюстрации Сергей Дягилев, с которым Бенуа создавал объединение «Мир искусства» и с которым позже, уже в Париже, работал над «Русскими сезонами». В одном из залов можно увидеть и акварель на тему «Медного всадника», сделанную художником уже в эмиграции, к 100-летию Александра Пушкина. Эта работа для вернисажа, который организовал Сергей Лифарь в честь юбилея «солнца русской поэзии», показывает драматичный момент поэмы: когда Петербург тонет, и люди пытаются спастись, забравшись на «Медного всадника».

Объемно представлена и другая знаменитая серия Бенуа — версальская. Впервые он обратился к ней в 1896 году, когда впервые увидел Версаль. Дворец с его потрясающими парками поразил Бенуа: художник насколько живо представил давно ушедшую эпоху, что возвращался к изображению эпохи Людовика XIV века на протяжении всей своей жизни. Однако, когда мастер показал в России свои версальские пейзажи, сделанный во время пребывания во Франции в 1905-1906 годах, их раскритиковали в пух и прах. Точнее, технику оценили высоко, но тема вызвала массу возмущений — зачем возвращать в прошлое другой страны, когда и в России масса потрясающих исторических мест, и настоящее время полно драматичными событиями, недоумевали критики. Если бы они только знали, как тонко художник чувствовал ушедшую эпоху... «У меня отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в "плане современности», писал он в своих воспоминаниях в старости.

В целом выставка получилась неожиданно полной. В нее вошли пейзажные зарисовки, книжная графика, театральные эскизы из десятка частных собраний Москвы и Петербурга, а одна работа приехала из Лондона. Часть произведений принадлежит Наталье Курниковой, которая не только владеет галереей, но и активно собирает произведения отечественных художников.

Бенуа признанный мастер, но даже самое лучшее забывается, если не напоминать об этом, - сказала она, рассказывая о причинах организации столько объемного и, судя по всему, весьма затратного проекта. - Число "сто" — условное, так мы хотели сказать, что речь идет о лучшем в творчестве Бенуа. Здесь выставлено много уникальных вещей, например, альбом, сделанный художников по время путешествий с женой и потом подаренный ей, о чем свидетельствует надпись на форзаце.

На ретроспективной выставке было замечено не мало музейных специалистов, которые очень внимательно рассматривали выставленные шедевры. Интерес понятен — все работы из частных коллекцией и многие из них музейщики увидели впервые.

Здесь представлены работы, показывающие все этапы его творческой эволюции, - рассказал «МК» о своих впечатлениях от выставки ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виталий Мишин. - Полной картины быть не может ни на какой выставке. Но здесь показаны разные грани творчества Бенуа — пейзажные зарисовки, книжная графика, театральные эскизы, все то, чем этот художник вошел в сознание публики. Вообще, Бенуа - один из моих любимых русских художников. И мне особенно дорог его образ петровского Петербурга и его видение Версаля — очень точное и адекватное, на них лежит отпечаток духа времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру