Торг здесь уместен

В Лондоне стартует аукционная неделя русского искусства

22 ноября 2013 в 16:11, просмотров: 2967

Понедельник — день тяжелый, а понедельник 25 ноября для ценителей отечественного искусства — вдвойне: в Лондоне стартуют публичные торги русским искусством. И сразу два аукционных дома, Christie’s и Sotheby’s, почти одновременно запускают свои «арт-аттракционы» (первые — утром, вторые — вечером). Так что коллекционерам, присмотревшим себе лоты именно этих домов, придется держаться бодрячком весь день. Следующим аукционную эстафету будет перенимать MacDougall's — их торги стартуют 27 ноября. Средняя цена на предметы искусства — 200 тыс фунтов, но эстимейт некоторых работ доходит до 2 млн фунтов. Среди топ-лотов картины Лентулова, Семирадского и Чупятова. Какие работы привлекают наибольшее внимание коллекционеров, разбирался «МК».

Торг здесь уместен
Роберт Фальк. "Человек в котелке (портрет Якова Каган-Шабшая)", 1917

Если раньше неделя русских торгов для любителей искусства была настоящим арт-праздником и неким ценовым ориентиром, то после кризиса ситуация изменилась: самые «сочные» русские предметы выставляются теперь на более престижных аукционах. Что бросается в глаза, так это то, что эстимейты лотов на предстоящих торгах заметно снижены. И, как считает главный редактор интернет-портала Artinvestment Владимир Богданов, это сделано с целью подогрева интереса к торгам.

— Есть такой миф о неприступности торгов, высоких эстимейтах на лоты, — говорит Владимир. — Но если посмотреть, например, на торги Sotheby’s 26 ноября, то можно увидеть, что средняя оценочная стоимость — 200-220 тыс фунтов: эстимейты достаточно низкие и вполне доброжелательные. Хотя вполне вероятно, что они вырастут. Низкие эстимейты — это своего рода заманиловка: люди начнут биться за лоты и цены подрастут. Я думаю, что это такой маркетинговый прием, чтобы затянуть людей на торги, сделать их более привлекательными. В целом, я ожидаю, что торги пройдут интересно и работы уйдут с молотка либо по высшим эстимейтам, либо еще дороже.

Аристарх Лентулов. "Церковь в Алупке", 1916

Christie’s: в предвкушении «Купальщиц»

Итак, начнем с утренних торгов Christie’s — именно они, расположившись на королевской улице Кинг стрит, 25 ноября откроют неделю русских торгов. Аукционный дом в этот раз представляет 424 работы. Картина Аристарха Лентулова «Церковь в Алупке», эстимейт которой составляет 1,8-2,2 млн фунтов, — топ-лот этого аукционного дома. Стоящий у истоков арт-группы «Бубновый валет» Лентулов является одним из самых передовых представителей русского авангарда. «Церковь в Алупке», написанная в 1916 г, считается одной из самых заметных работ художника, когда-либо выставлявшихся на торги. Работа, на которой изображен крымский храм Архангела Михаила, редкая, так что повышение заявленного эстимейта вполне ожидаемо. Пока же самой дорогой картиной художника является полотно «Город в южной России», проданное на торгах Sotheby's в 2007 г. за 1,7 млн фунтов.
По своей «популярности» Лентулову не уступает и другой представитель авангардизма Илья Машков: картина «Купальщицы», оцененная в 600-800 тыс фунтов, явно претендует на ценовой рекорд. В последний раз (если не брать в расчет предаукционную выставку Christie’s, прошедшую в Москве в начале ноября) эта работа навещала Россию аж столетие назад — на Петербургской выставке 1913 г. Что еще наводит на мысль о возможных ценовых сюрпризах, так это то, что на июньских торгах Christie’s другая работа художника «Натюрморт с фруктами» ушла с молотка за ошеломляющую сумму: 4,8 млн фунтов (это при ее предварительной оценке в 1-1,5 млн фунтов — сумму в три разу меньшую).
Полотно Аполлинария Васнецова «Деревня в Уральских горах» (эстимейт 600-800 тыс фунтов) также принадлежит к одним из самых дорогих лотов предстоящих торгов. Приобретенная в 1914 г. на Балтийской выставке, эта картина до настоящего времени находилась в одной и той же частной коллекции. 
К купальщицам Машкова добавляются другие любители водных процедур —«Купальщицы на пляже» (120-180 тыс фунтов), но уже в исполнении Константина Коровина. К другим лотам, также заслуживающим внимание относятся «Магнолии» Натальи Гончаровой (180-220 тыс фунтов), рисунки Зинаиды Серебряковой, Александра Бенуа и Сергея Чехонина, «Портрет детей художника Константина и Ольги» Константина Маковского ( 250-350 тыс фунтов). Еще стоит отметить работу Виктора Васнецова «На страже» (эстимейт 150–200 тыс фунтов), за которую наверняка поборются коллекционеры.

Петр Кончаловский. "Семейный портрет в мастерской", 1917


Sotheby’s: лакомый Кончаловский

Торги этого аукционного дома состоятся 25 и 26 ноября. Примечательно, что еще до их начала два топ-лота привлекли к себе всеобщее внимание: работа кисти Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» (1917г.) и монументальное полотно (размер которого действительно монументален — 3,5 м) Петра Кончаловского «В мастерской. Семейный портрет» (также 1917 г.) куплены частным российским коллекционером. За какую сумму ушел «Мужчина в котелке» Фалька, на котором изображен известный коллекционер еврейского искусства первой половины XX в., точно неизвестно, но она явно превышает предварительный эстимейт в 2,5-3,5 млн фунтов. Полотно же Кончаловского «Семейный портрет» будет передано россиянину за 4,68 млн фунтов (эстимейт картины также превышен: специалисты в качестве верхней планки устанавливали сумму «чуть меньшую» — 4,5 млн). Возможно, спешка российского коллекционера вызвана тем, что такая масштабная работа, как картина Кончаловского (а это самый большой из трех семейных портретов художника) — весьма редкий гость торгов, оттого и очень лакомый. Два других семейных портрета Кончаловского можно найти в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея.

Таким образом, расстановка сил на предстоящем аукционе Sotheby’s слегка поменялась: в качестве верхнего топ-лота выдвинулась картина Семирадского «Потерпевший кораблекрушение (Римский нищий)» (1878 г.), эстимейт которой установлен в 1-1,3 млн фунтов. Вследствие разрушения Храма Христа Спасителя многие крупные работы Семирадского были уничтожены, и эта картина художника относится к одной из самых значительных его работ. Следующим по эстимейту в 600-800 тыс фунтов идет «Портрет африканского мальчика» Петрова-Водкина.

Важным лотом предстоящих торгов считается картина из собрания голливудского актера Джорджа Монтгомери — «Обнаженная» Николая Фешина. Родившийся в России и впоследствии переехавший в Америку Фешин именно в изображении обнаженной натуры раскрылся как один из самых интересных мастеров своего времени. Эту работу художника специалисты оценили в 500-700 тыс фунтов. 
К полумиллиону фунтов по верхней планке установленного эстимейта приближается работа Петра Верещагина «Улица в Тифлисе». Sotheby’s также представит работу Рериха «Карелия, вечерний снег» (250-300 тыс фунтов), «Цветущие деревья» Сарьяна, «Кораблекрушение в бурное утро» Айвазовского и другие лоты.

Стоит заметить, что в рамках недели русского искусства Sotheby's впервые в истории проведет аукцион современного искусства из России и Восточной Европы. На торги выставят около ста предметов живописи, фотографий, инсталляций и скульптур. Топ-лотом этого аукциона считается работа Ильи Кабакова «Праздники No. 6» (0,8-1,2 млн фунтов). Здесь возможны ценовые рекорды: стоит только вспомнить 2008 г., когда картина «Жук», написанная художником на фанере, ушла с аукциона Phillips de Pury за рекордную сумму — 2,9 млн фунтов, став самым дорогим проданным произведением русского современного искусства.

Леон Бакст. "Купальщики на Лидо", 1909

                                    Macdougall's: ставка на отца «Русских сезонов»


Аукционный дом Macdougall's — единственный дом, целиком и полностью специализирующийся на русском искусстве. И все взгляды 27 ноября наверняка будут обращены к полотну Леона Бакста «Купальщики на Лидо» (500-700 тыс фунтов) — именно на него владельцы дома делают основную ставку. Эта работа 1909 г. четвертая в серии картин, изображающих Дягилева, организатора знаменитых «Русских сезонов» в Париже, и балетмейстера Нижинского во время их совместной поездки в Венецию, и единственная из них находящаяся в частном владении. Остальные три полотна находятся в собраниях Нью-Йоркского музея современного искусства, Фонда Роберта Тобина и Музея Израиля в Иерусалиме.

Работа Леонида Чупятова «Ангелы», оцененная в 0,8-1,6 млн фунтов, также относится к топ-лотам этого аукционного дома. Macdougall's не скуп и на редкости: одна из них — «Портрет незнакомки» модерниста Исаака Бродского 1916 г. (600-900 тыс фунтов). Такой же эстимейт назначили «Автопортрету с курицей и петухом» Бориса Григорьева. Высокой ценовой планки, 0,5-1 млн фунтов, достигло полотно Семирадского «Искушение св. Иеронима». За ним следует работа Алексея Саврасова «Изба в заснеженном лесу» (350-500 тыс фунтов), «Аллегорическая композиция» Михаила Зичи (320-500 тыс фунтов), «Пенелопа» Александра Яковлева (250-400 тыс фунтов).



Партнеры