Утомленные Ван Гогом

В Artplay не стихает лихорадка вокруг нашумевшей выставки

9 января 2014 в 15:36, просмотров: 9356

Звездное небо, стены, пол, мечущиеся по ним огромные птицы, буйство красок и резко перебивающая их монохромность. Неплохо подкормленная ажиотажем, который был вызван первыми посетителями экспозиции в соцсетях, выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» не могла остаться незамеченной. Сюда приходят как те, кто знает о художнике лишь историю с отрезанным ухом, так и те, кто считает себя истинным ценителем его творчества. Следует сразу заметить: настоящих полотен здесь нет. Всё происходящее в залах Artplay — хорошо продуманная мультимедийная игра со зрителем. Удивительная, яркая, психоделическая и порой пробирающая до мозга костей.

Утомленные Ван Гогом
фото: Мария Лазарева

Иной раз, придя в Artplay, можно с непривычки заплутать и случайно завернуть не на ту экспозицию. Но с Ван Гогом такие топографические штуки не пройдут: везде висят стрелочки, указывающие верное направление — почти как «Следуй за белым кроликом». Навстречу мне идут те, кто уже заглянул в гости к «ожившему» Ван Гогу, — впечатлений у них как после просмотра блокбастера. «Да это вообще! А когда они вылетели… у меня аж мороз по коже прошел». Собственно говоря, именно на такой эффект тотального присутствия эта экспозиция и рассчитана.

Эта выставка — австралийский проект, побывавший уже в Стамбуле, Будапеште, Мадриде, Тель-Авиве, Сингапуре, — охватывает творчество постимпрессиониста в период 1880–1890 годов. Нидерланды, Париж, Арль, Сен-Реми, Овер — именно в эти края отправляются гости под прекрасные звуки Сен-Санса, Делиба, Эрика Сати, Вивальди, Годара и других выдающихся композиторов. Всего за время мультимедийного сеанса через зрителя проходит порядка 3000 огромных динамичных изображений: это как сами работы художника, так и документальные материалы и фотографии, проецируемые на стены, колонны и пол выставочного зала. И пусть байки про многочасовые очереди на входе вас не пугают: после окончания праздников томление в толпе на запуске не ощущается вовсе.

Смотрите фоторепортаж по теме: Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна»
15 фото

Конечно, сменяющие друг друга работы художника и изображения, связанные с его творчеством, показываются зрителю в хронологическом порядке. Но у каждого посетителя он свой: из-за того, что картины проецируются на стены и пол в режиме нон-стоп, получается некий киносеанс, которому не видно ни конца, ни края. Кто-то смотрит его не шелохнувшись, полностью погрузившись в созерцание парижских мельниц и железных дорог. Кто-то, пока по стенам бегут строчки из писем Ван Гога, мечется от одной стены к другой, прося своего друга сфотографировать так, «чтобы изображение проходило сквозь меня». Кто-то, свесив ноги, устроился на мягком пуфе. Но лучше всего подняться на второй этаж — именно оттуда открывается отличный обзор на все действо.

Провести границу между различными периодами творчества художника помогает музыкальное сопровождение. Очередь доходит до неспокойного для Ван Гога периода в Сен-Реми: в 1889 г. художник ложится в психиатрическое отделение клиники. Именно тогда Ван Гог создает магические полотна «Звездная ночь» и «Звездная ночь над Роной», залитые благородным синим цветом. Здесь они предстают перед публикой под волшебные перезвоны «Аквариума» Сен-Санса — количество вспышек телефонов и фотоаппаратов в эти мгновения вырастает в разы, а гости не могут сдержать восторг и еще быстрее начинают вертеть головами…

И все же, какими бы чувствами ты ни был переполнен после посещения выставки, хочется отметить: оживший Ван Гог — это, конечно, хорошо, но увидеть подлинники его работ — намного лучше.



Партнеры