«12 месяцев» встали на коньки

В Театриуме на Серпуховке играют сказку на льду

12 января 2014 в 19:54, просмотров: 4653

В бесснежной Москве проглядывает зеленая травка — того и гляди расцветут подснежники. А в Театриуме на Серпуховке они уже цветут — в огромной плетеной корзине прямо посреди заснеженного леса. На детском спектакле «12 месяцев» можно найти не только подснежники и сугробы, но и... лед. Это главный сюрприз постановки: все актеры на сцене катаются на коньках.

«12 месяцев» встали на коньки
фото: Андрей Лукин
Принц — Георгий Сукосян, Дворецкий — Петр Королев, Принцесса — Анастасия Тюкова.

Чем вообще прекрасен театр Терезы Дуровой — он неизменно держит высокий постановочный уровень; обычно в детских театрах бывает как? Ну, один хит на пять-десять вполне себе проходных спектаклей. Здесь хит — каждый первый, мамочки в блогосфере не устают нахваливать «Огниво», «Принца и нищего», «Летучий корабль». И к этому списку несомненных побед Театриума добавились теперь необычно решенные «12 месяцев», здесь хорошо буквально всё — сценография (художник-постановщик Мария Рыбасова), свет, костюмы (художник Ольга Резниченко), танец, музыка (композитор Ефрем Подгайц), текст (пьеса Артема Абрамова, стихи Андрея Усачева)... а главное — неповторимое дуровское озорство, ведь она оставляет в спектакле воздух, место для импровизации, и оттого каждые новые «Месяцы» несколько отличаются от предыдущих.

Знаете, как на иных постановках, бывает душно и тесно от текста или натужного вокала — в «Месяцах» мысль постановщика обгоняет ваши эмоции, итак...

Пока мультяшный снеговичок в луче проектора качает головой, из-за кулис вылетает целая орава молодежи. Смеются, дерутся, играют в ручеек, смешно перебирая ногами в изящных белых коньках. Кто-то из артистов специально для «12 месяцев» научился кататься, кто-то же выдает такие пируэты, что, кажется, с коньками и родился. Сцена в Театриуме выложена искусственным льдом по периметру, а в центре расположился королевский дворец. Там фрейлины с легким оканьем и немецким акцентом будят взъерошенную принцессу, пытаются нарядить ее в «последний крик, писк, вопль моды» и предлагают диетический завтрак.

— Это низко вкусно и высоко противно! — кричит капризная принцесса и начинает лупить нарядных фрейлин в белых париках подушкой.

Наряжают принцессу не зря, ведь прибыл с утра пораньше жених — Амадеус Бонифатиус раз-два-три-тридцать пятый! Царственный жених смешно подпрыгивает, раз по двадцать выделывает батман-фраппе («ножкой ножку бьет») и предлагает молодой принцессе, с которой они вместе играли еще в песочнице, «трон, и сердце, и горшок!»

фото: Андрей Лукин
Солдат — Евгений Мишечкин, Лиза — Анна Прокопьева.

Но невеста на выданье не только принцесса — в лесу собирает хворост жизнерадостная Лиза. Дома у нее, как и полагается, две туповатые сестрицы и злобная мачеха. Зато в лесу живет ее настоящий друг — говорящий заяц, который так и сыплет аллюзиями на классиков.

— Эх, почему зайцы не летают как птицы… — вздыхает он и мечтательно машет длинными ушами.

Появляется у Лизы и еще один «друг» — бравый и неженатый солдат, напевающий «Елки-палки, лес густой» и совершенно очарованный доброй девушкой.

Сюжетная линия в спектакле, конечно, сохранена — будет бездумный указ принцессы, весь двор отправится искать подснежники. Будут и красавцы-месяцы в развевающихся одеяниях. И, конечно, замерзшая Лиза попадет случайно на их заветную полянку. Но драматург Артем Абрамов переписал текст пьесы начисто, поэтому каждое событие для зрителя — совершенный сюрприз. По сути, на сцене разворачивается целая комедия положений, но без всякого нравоучения и морализаторства. Шутливую мораль всем читает только зануда-заяц: «Капуста есть?! Капусты нет! Так неча делать здесь!»

Что реально делает Театриум высокопрофессиональным театром (причем без акцента — детский он или нет, для Дуровой эта градация не столь существенна) — это виртуозная ансамблевая спайка: ты видишь не каких-то ряженых идиотов, стесняющихся своим кривлянием. В «Месяцах» — артисты купаются в своих старинных бабушкиных персонажах, это интересная творческая лаборатория, где каждый — при надобности — должен подставить плечо коллеге, и эта механика актерского единения (корни которого проистекают, скорее из цирковой традиции, нежели из драматической), собственно, и делает хрестоматийную сказку ДОБРОЙ. Да, пусть дети чего-то не поймут, но тепло до их сердец донесено, за это мамы могут не беспокоиться.

... И вот уж на коньки встают все — и Лиза с солдатом, и принцесса с Амадеусом Бонифатиусом, который оказался совсем неплохим малым, и даже толстопопый заяц. Живой оркестр, который стал уже знаменем Театриума, играет жизнеутверждающий туш, под который все, кто на сцене стоял, дружно падают. Детишки в зале визжат от удовольствия. Может, чего-то они еще недопоняли в шутках и намеках, летящих со сцены, но фееричные костюмы, объемные декорации и праздничная атмосфера сделали свое дело — сказка удалась. Однако чудеса братьев-месяцев заканчиваются вместе с праздниками: в следующий раз спектакль сыграют в Театриуме на Серпуховке только 22 и 23 февраля.



Партнеры