В Дании подведены итоги конкурса музея сказок

Жизнь Андерсена упрячут под землю

09.04.2014 в 15:29, просмотров: 1996

В Оденсе, родном городе Ханса Кристиана Андерсена подведены итоги конкурса идей Музея сказок. 475 архитекторов из 57 стран предложили современный взгляд на музей датского классика. Призовой фонд в 5 тысяч евро разделили специалисты трех стран — Швеции, Англии и Швейцарии. Последнюю представлял российский художник Родион Китаев с группой экспертов.

В Дании подведены итоги конкурса музея сказок
фото: ru.wikipedia.org

Как именно через четыре года будет выглядеть новый музей Андерсена, а судя по проектам комплекс, уже сейчас можно видеть в местной ратуше — она стоит в центре городка и является копией здания в итальянской Сиене. Периметр ее большого зала плотно увешен проектами идей на макетных листах. Чего здесь только нет - например, огромный аквариумы (может, для русалочки), мультимедиа на стенах, инсталяции, башни, купола, домики на ножках (к счастью, не куриных), лабиринты и большие пролеты... Вобщем, сплошное разнообразие, но есть и общность мыслей — много зелени на поверхности, а музейное пространство упрятано под землю. Спускаешься по лестнице или на лифте, а там — великий датский сказочник и все, что с ним связано. Его жизнь и жизнь после жизни.

Напомню, что Ганс Христиан родился в Оденсе 2 апреля в 1805 году в маленьком домике, коих в городке на 200 тысяч жителей все-таки сохранилось немало, несколько улочек наберется. Они настолько маленькие, что заглянуть во внутрь через единственное в стене окошко нетрудно: человеку небольшого роста даже на цыпочки вставать не придется. Сейчас это самые дорогие дома. Один из них давно стал частью уже существующего музея, состоящего как раз из старого дома и двух новых небольших зданий. Здесь жизнь кипит вовсю. Кроме экспозиционной части с подлинниками рисунков сказочника, его знаменитых купажей и прижизненных изданий, есть сказочные инсталляции, небольшой театр и волшебное пространство, где мечты сбываются. Так дети с родителями и без могут запросто превратиться в героев одной истории Андерсена. Например, стать маленькой балеринкой из «Оловянного солдатика» или самим солдатиком. Для этого здесь на вешалке в ряд висят мундирчики и балетные пачки, стоят маленькие ружья и плавает прекрасный лебедь, над которым зависли гигантские ножницы храброго портняжки. Причем сказочное время не ограничено — играй хоть три часа, а хоть четыре.

Андерсен в Оденсе - на каждом шагу. В основном в бронзе — сидя, стоя в кресле или на лавочке, в миниатюре или солидных размеров. Андерсен — многофигурная композиция, Андерсен — мощный бюст без постамента, подбородком упирающийся почти в землю или — Андерсен с женской грудью у отеля.

— Что? - восклицаю я от неожиданности, рассматривая обнаженный торс.

— А что? Это работа современного скульптора, — объясняет мне без тени двусмысленности Лоне Вейдеманн, сотрудница объединения музеев Оденса, деловая и веселая женщина на высоких каблуках (и как она в них ходит по старым булыжным мостовым?). Она даже не догадывается, что женская грудь на национальном герое, появись она вдруг на каком-нибудь российском классике, вызвала бы волну гнева народных депутатов и прочих псевдопатриотов. А на родине мирового сказочника по этому поводу никто даже не заморачивается: ну такой Андерсен, а вот вам классическое видение. Главное — он есть и будет. Главное он — гордость, и каждое новое поколение будет вносить в его образ что-то свое.

Но вернусь к международному конкурсу Сказочного дома. Второго апреля, в день рождения Андерсена, объявили имена трех победителей, и презентация их идей красуется на узких длинных полотнах фронтально к входу. Справа — шведы, по центру — англичане и слева — швейцарцы, представленные русскими именами. Наш соотечественник 30-летний Родион Китаев вместе с российскими экспертами предложил следующую идею в два уровня: на поверхности — сам старый дом Андерсона, аптекарский сад (он же огород), башня, а под землей — лабиринт. Так вот этой башней, торчащей над карликовыми домиками как сломанный зуб, швейцарский проект российского происхождения заметно отличается от других. Согласно замыслу Китаева эта желтая башня, корреспондирующаяся с цветом некоторых домиков, будет полна сказок. Театральных (имеются залы), внкусных (кафе, ресторанчики), умных (библиотеки), исторических (архивы) и прочих. Лабиринт, то есть подземная часть, выполнен в темных, таинственных тонах и соединит башню со старым домиком писателя. Сад же позиционируется как зеленое сердце комплекса, а сам комплекс — как новый тип музея..

Шведская идея оставляет впечатление уюта и покоя, как страна его представившая. А вот наиболее сказочной мне показался английский проект, и это очень лаконичная сказка. В гуще опять же зеленых насаждений стоит белоснежный дом в два этажа. Ничего лишнего, никакой эклектики - шесть окошек на стене и высокая крыша. Дом, как в зеркало, смотрится в прямоугольный пруд, расположенный рядом. Музейная часть у всех трех проектов, как сокровище, упрятана под землю. Но поражает другое: среди победителей нет ни одного датского архитектора, и это не вызывает никаких упреков в отсутствии патриотизма у организаторов конкурса.

Какое же решение все-таки будет принято? И когда вынесут вердикт? Лоне Вейдеманн сообщила, что в октябре этого года в Оденсе соберется комиссия, которая из трех идей победителей составит один общий проект и приступит уже к его практической реализации.

Уже в июне в Оденсе закроют движение по главной магистрали, - Лоне показывает на поток авто. - Здесь и развернется строительство.

По ее спокойному тону я понимаю, что от перспективы транспортных проблем никто здесь за голову не хватается — для Андерсена и его Дома сказок все уже придумано.



Партнеры