Московская Оперетта подготовила официальное письмо об отказе от дальнейшего участия в «Золотой Маске»

Компетентность жюри музыкального театра вызывает серьезные вопросы

Строгость и бескомпромиссность экспертов «Золотой Маски», допустивших на конкурс только три спектакля в номинации «оперетта-мюзикл» и при этом вовсе отказавших спектаклям в жанре оперетты (все три номинанта – мюзиклы), авансом вызвала восхищенные междометия типа «ого-го!». После просмотра предложенных работ круг междометий захотелось значительно разнообразить.

Компетентность жюри музыкального театра вызывает серьезные вопросы
Поет «Белая гвардия». Автор фото: Виталий Пустовалов.

Нет, конечно, в списке номинантов есть замечательная «Русалочка», которая, наконец-то, впервые за многие годы работы компании «Стейдж интертеймент», обозначила вхождение этого основного производителя качественных отечественных мюзиклов в афишу «Золотой Маски». И уже в этом – величайшее завоевание, резко поднявшее планку данной номинации. Но планка-то поднята, а кто прыгает рядом?

А рядом – «Месса» Новосибирского театра оперы и балета и «Белая гвардия» Екатеринбургской Музкомедии. Оба театра – из топа лучших музыкальных театров России, можно даже сказать, из «неприкасаемых». Да и материал, с которым они поработали, впечатляет: «Месса» — грандиозное сочинение Леонарда Бернстайна, буквально открытое новосибирцами для российской публики. А «Белая гвардия» - новый авторский русский мюзикл, написанный мэтром Владимиром Кобекиным и поставленный другим мэтром Кириллом Стрежневым. В общем, априори все как будто очень круто и безоговорочно «фестивально».

«Мессу» сыграли на исторической сцене Большого театра – только она соответствует масштабам Новосибирской оперы. И поначалу это было весьма волнительно – слышать и видеть, как в чертоги святая святых академического имперского искусства вторгаются звуки саксофона и голоса актеров, поющих в радиомикрофоны в стилистике не органичной для этих стен. К сожалению, ощущение неорганичности стенами не ограничилось. Большинство мизансцен, бодро решенных в эстетике бродвейско-сибирского мюзикла, не «бились» с музыкой – сложной, эклектичной, собравшей в себя буквально все достижения музыкального языка конца 60-х годов прошлого века – от джаза и рока до атонализма и сонористики. Видеоряд, отсылающий к каким-то стереотипным мюзикхольным картинкам в сочетании с плохо выстроенным звуком и слабым вокалом вряд ли «дотянулся» до амбициозного замысла композитора, который в ответ на заказ со стороны Жаклин Кеннеди Онассис создал по-настоящему масштабное религиозно-мировоззренческое произведение. А уж когда на сцене заплясала золоченая мужская фигура с терновым венцом на голове даже автору МК, не особенно замороченному конфессиональными предрассудками, стало неловко.

«Белая гвардия», конечно, классно зарифмовалась с политическими событиями сегодняшнего дня. И желто-голубые знамена, и бегство гетмана, и поставленный на колени русский офицер – все это публика встречала с понимающими смешками (тем более, что постановка вовсе не делалась «по случаю» — просто так совпало). Увы, больше никаких радостей «Белая гвардия» не доставила. Обескуражил уровень вокала, допустимый, возможно, для драматического театра, но не для музыкального. Конечно, катастрофический звук – стандартная беда российского театра: ни слов, ни интонации, ни тембров – все тонет в рвущейся из динамиков звуковой каше. Но наибольший напряг, пожалуй, вызвал сам материал: Владимир Кобекин (композитор) и Аркадий Застырец (либреттист) создали что-то ужасно серьезное и ужасно вторичное. И Кирилл Стрежнев (режиссер) продолжил эту тему. Наигранная, полная штампов, провинциально пережатая манера актерского существования местами казалась пародийной, особенно, когда женщина-вамп в манто с длинным мундштуком в зубах, нанюхавшись кокаину, запела «декадансный» романс в духе Таривердиева. И все это без тени юмора! Авторы вообще исхитрились убрать из булгаковского сюжета всю иронию, без которой Булгаков просто не мыслим! Не удивительно, что они обошлись без такого персонажа. как Лариосик: он бы точно не вписался в эту пафосную, манерную, очень шумную и не очень «белую» гвардию…

На этом фоне игнорирование экспертами «Маски» некоторых спектаклей сезона, которые они посчитали недостойными фестиваля, вызывает вопросы. Например, спектакли «Московской Оперетты» — «Граф Орлов» и «Фея карнавала». Неужели они хуже «Белой гвардии»? Этим же вопросом очевидно озадачилась и сама Московская Оперетта, которая подготовила официальное письмо об отказе от дальнейшего участия в фестивале "Золотая Маска" в связи с недоверием к компетентности экспертного совета.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26506 от 18 апреля 2014

Заголовок в газете: Оперетта сорвалась с «Маски»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру