«Орлы» диетические

Никакой интриги, все коррумпированы дружбой

Интонация — вот что самое важное. По ней мы в разговоре определяем истинное отношение собеседника к говоримому. Интонация церемонии вручения кинопремии «Золотой орел» на «Мосфильме» в минувшую пятницу показалась мне скучной, выверенной, пресной, не оставляющей ни малейшего шанса на интригу, на накал страстей, на битву талантов. Все ровненько, все гладенько, ни сучка ни задоринки — все предсказуемо, даже ставшее уже привычным косноязычие артисток, пытающихся шутить на сцене, и постоянные ошибки ведущих. Удивил лишь живот актрисы Снаткиной, простоявшей большую часть на сцене вместе с мужем в качестве ведущей. То есть не сам живот, конечно, а зачем женщину в положении «вот-вот родит» позвали заниматься таким вредным делом.

Никакой интриги, все коррумпированы дружбой

Очень странно выглядел и зал. Из узнаваемых лиц в нем были только те, кто получал или вручал награду. Плюс несколько не удостоенных «Орла» номинантов и редкие гости вроде завсегдатаев подобных мероприятий — Ольги Кабо и Аркадия Инина. Замечательная речь режиссера Николая Лебедева (по образованию — журналиста и киноведа), посвященная искусству монтажа, построенная на изящно выстроенных примерах из истории кино, утонула в зале, как в вате. Поскольку чуть ли не половина — казалось, что большая его часть, — состояла из людей, далеких от кинопроцесса. Ну, разве только наблюдающих его из буфета. Может, стоит ввести именные билеты без права передачи и добавить к ним какие-то подарки-конверты, дабы обеспечить явку и создать подобающую атмосферу? Шутка. Хотя нет, скорее, проблема.

В общем, нынешнюю церемонию раздачи «Золотых орлов» можно в каком-то смысле назвать и совершенной. Идеально выверенной на случай непредсказуемости. Никакой лазейки для неожиданности. Если посмотреть на список фильмов-номинантов, допущенных до шорт-листа, становится понятно, какая большая работа за этим стоит. Нет, я пытаюсь верить в то, что все голосовали честно и только по нелепой случайности (о чем «МК» писал в номерах от 15 и 17 января) из списков исчезли картины Александра Сокурова «Фауст» и Кирилла Серебренникова «Измена». Ну да, в свете нового тренда любви к нашим березкам, так блистательно воплощаемого Жераром Депардье, зачем нам любимчики Запада — триумфаторы и участники международных фестивалей класса «А»? Отчего в списках не значатся «Рассказы» Михаила Сегала, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова и «Жить» Василия Сигарева? Может, оттого, что снимались они без участия телеканалов и потому хлопотать за них было некому? И еще потому, что режиссеры эти — сплошь люди ненадежные, могут ляпнуть еще чего не по регламенту. Нет, Норштейна нам не нужно, только спасибо семье и Никите Сергеевичу. В одном случае это даже совпало, причем дважды — когда приз за лучшую женскую роль достался Анне Михалковой за роль в фильме зятя Резо Гигиенишвили «Любовь с акцентом». Про Анну Никитичну хочется сказать особо. Она — артистка исключительная, умная, одаренная, органичная в любой роли, с большим — не смотря, на казалось бы однозначную фактуру, амплуа. Она убедительна и в роли романтической героини («Связь»), и в трагикомической истории («Сумасшедшая помощь»), и в комедийной («Кококо»). У нее за плечами ни одного фальшивого кадра. Появляясь в эпизоде, она придает смысл и любому посредственному фильму. И зачем же вы, Никита Сергеевич, со всей вашей Киноакадемией так подставляете свою дочь, вручая ей «Орла» за роль в проходной ленте вашего родственника, когда в одной номинации с ней была роль-подвиг Розы Хайрулиной в «Орде»? Анна, на что уж волевой человек, сама чуть не расплакалась, когда получала статуэтку. Как девушка честная, она так и сказала:

— В то время, как из кинотеатров вымывается драма, на ее место приходит такое кино, в котором я снялась. Я не согласна с этой победой, но так получилось...

И еще про атмосферу. Легендарный оператор Вадим Юсов («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Я шагаю по Москве», «Прорва»), получая приз «За вклад в мировой кинематограф», сказал:

— Когда мне задают вопрос: «Какая картина, из тех, которые вы снимали, вам нравится больше всего?», я говорю о том, что всегда вспоминаю атмосферу, которая царила на съемочной площадке. И вот это самое главное в моей жизни — это творческий процесс создания, в котором участвует много замечательных людей. Кинематограф коллективен, как бы вы ни выделяли кого-то, и себя в том числе. Когда ты работаешь на площадке, ты зависишь от каждого члена съемочной группы. И большое спасибо моим коллегам по виду деятельности, нашей академии, которые решились на такой поступок в мой адрес.

Вадим Иванович — человек опытнейший, оператор с международной известностью, чьи профессиональные находки до сих пор изучают в киношколах по всему миру, знает что говорит.

И именно из-за этого всего даже обидно за тех, кому в тот вечер на «Мосфильме» вручали «орлов». Поскольку они были изначально поставлены в условия, так сказать, диетические, когда убраны серьезные конкуренты. В такой ситуации статуэтка выглядит реверансом. Даже когда она вручается такому мощному режиссеру, как Карен Шахназаров. Как известно, его фильм «Белый тигр» был отправлен нашей «оскаровской» комиссией за океан, но не попал даже в длинный список претендентов. Было бы логично, что в этой ситуации он получит «Золотого орла». Так думали многие. И так случилось. А вот что сказал сам Шахназаров со сцены, получая приз:

— Я благодарен всем академикам, съемочной группе — без них никакой картины бы не случилось. Когда я был студентом, моя мама с моим покойным отцом были на Московском кинофестивале и увидели там Стэнли Крамера. Не знаю, как молодежь, но мое поколение, конечно, помнит этого выдающегося американского режиссера. Они набрались нахальства, подошли, папа говорил по-английски, он сказал: «Вы знаете, мой сын учится на режиссуре, и не могли бы вы ему чего-нибудь пожелать?» Крамер взял листочек и написал одно слово: терпеть. Когда они мне его принесли, я был несколько озадачен, что-то в этом было скучное и неинтересное. Но вот, прожив в кино более 30 лет, я понимаю, как Стэнли Крамер был прав. Действительно, главное в нашей профессии и в кино это неяркое слово — терпение.

Сразу после церемонии я спросила у Карена Георгиевича, знал ли он, что ему дадут главного «орла». Он ответил:

— Чем хотите могу поклясться, я не знал. Более того, я привык уже к тому, что последние разы за режиссуру получал, у меня даже речь под это была подготовлена. Вы зря думаете, критики, это честный приз, это на «Слоне» у вас там интриги! (Смеется.)

— А почему «Оскар» не обратил внимания на вашу картину?

— Потому что концепция видения Второй мировой войны в «Белом тигре» абсолютно противоречит концепции, которая есть у них, на Западе. Между прочим, многие иностранные компании именно поэтому отказывались покупать нашу картину, и они прямо говорили об этом.

За режиссуру в этот раз наградили Андрея Прошкина — за его исторический эпос с духовной составляющей «Орда». Андрей был рад итогам, но явно отнесся к награде без особого волнения:

— Да нет, я очень доволен. И Карен Шахназаров — мой учитель, и я его люблю и уважаю, я и рад за его победу. Но я бы не преувеличивал значение всех этих распределений. И мне кажется, что заметных картин было гораздо больше в этом году. Поэтому так серьезно относиться к тому, кто что получил, это смешно. Моя работа — это снимать кино, а все остальное — это такая милая, забавная, интересная, но пена. Мне гораздо приятнее, что картину посмотрело некоторое количество людей.

Отличный актер Андрей Смоляков, получивший приз в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Высоцкий. Спасибо, что живой») ошарашил заявлением:

— Меня в кино никогда никуда не номинировали. Я 35 лет в нем работаю. И это моя первая номинация и мой первый приз. Конечно, приятно, что в такой день, в день юбилея Высоцкого, я получаю этот приз за участие в фильме о нем. Но лучше бы фильма не было, а он бы жил.

Данила Козловский со статуэткой за лучшую мужскую роль в фильме «Духless» резко отличался от остальных победителей тем, что ничего не анализировал, излучал счастье, толком ни о чем говорить не мог, позировал с мамой, которую привел с собой на церемонию, и было видно, что ему не терпится начать праздновать это событие. Он сказал мне, что, конечно, надеялся на приз, но не верил, и никто ему даже не намекнул и что он совсем не расстроен тем, что предыдущие его работы — героев романтических, положительных, более интересные, остались без наград. После этого, как маленький, попросил его отпустить отмечать.

Как всегда, когда банкет уже перевалил за середину, из ВИП-зала к людям вышел Никита Михалков. Продравшись сквозь ряды его поклонниц, которые выстроились к нему в очередь на фотографирование, мне удалось все же задать ему пару вопросов:

— Никита Сергеевич, почему «Утомленных солнцем-2» не было в конкурсе? Вы же вроде говорили, что как раз телеверсия как самое полное воплощение замысла будет на «Орле» присутствовать?

— Это было мое решение — не давать на конкурс. Я не хотел лишней интриги по этому поводу. Но история эта прошла, мы сейчас снимаем другую картину — «Солнечный удар», у меня нет никаких амбиций по этому поводу. Мы снимаем сейчас в Одессе, большая экспедиция, потом возвращаемся в Москву, в павильон «Мосфильма», потом еще одна небольшая экспедиция — на Оку.

— Почему на главную роль русского офицера вы выбрали никому неизвестного латышского актера?

— Ну, какая разница, какой он национальности. Он просто замечательный актер. Это актер, который по экстерьеру и внутреннему существу помощнее, чем Брэд Питт. Мне вообще интереснее делать, чем пользовать кого-то.

— А что вы скажете про «Любовь с акцентом»?

— «Любовь с акцентом» — замечательная картина. Это «Я шагаю по Москве», но с грузинским акцентом.

Что же касается коррумпированности «Орла», это не я придумала, это режиссер Владимир Хотиненко со сцены сказал: «Мы все тут коррумпированы дружбой».

Никита Михалков и его Киноакадемия решили, кто был лучшим в 2012 году

Никита Михалков и его Киноакадемия решили, кто был лучшим в 2012 году

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру